Стабилизация зубов и бивней мамонта.И как отличить подлинность этих ископаемых от подделок!

02.05.2018


Спешу разубедить диванных критиков, будто приобрести эти ископаемые (от слова «копать») невозможно. всё есть в интернете, есть картинки, фотографии, есть сайты торговцев, перекупщиков, есть отдельные конторы, занимающиеся этими материалами вплотную. есть, в конце концов, палеонтологический музей, где можно насмотреться на зубы, бивни, кости, окаменелости, и сравнить с тем, что вы видите в чужих работах. тогда, возможно, парой усмешек в интернете станет меньше, и на одного начитанного человека больше.
я не претендую на звание эксперта, но показать и объяснить отличие слоеного акрила от зуба попытаюсь.

зуб мамонта — уникальное «приспособление» для перетирания растительной пищи, состоящее из эмали и дентина. за всю жизнь мамонт сбрасывал сточенные зубы, по разным данным, от 4 до 6 раз с периодичностью в один десяток лет.
эмаль зуба мамонта по твердости сравнима с камнем, тогда как дентин является относительно мягким материалом, хоть и сопоставимым по твёрдости с костью. зуб чередуется этими двумя образованиями поперёк его длины, образуя своеобразную тёрку. светлые выступы — эмаль, тёмная основа — дентин.

вот таким образом зубы располагаются в нижней челюсти мамонта, со временем истираясь, и уступая место нарастающим сзади.

бесспорно, и сейчас есть разного рода дельцы, продающие контрафакт, например зубы других животных, кости, бивни, не относящиеся к мамонту, иногда продаются очень качественные подделки работ из бивня, на поверку оказывающимся обычным полимером с правильно подобранной цветовой гаммой.
но всего этого можно избежать, разбираясь в материалах даже поверхностно.
возьмём бивень мамонта, чем он отличается от бивня слона?
отличий здесь несколько, даже при равных размерах с бивнем слона, бивень мамонта узнаваем по грубой, фактурной и иногда цветной минерализованной коре.

таким образом, отличить его от бивня слона, более гладкого и белого, можно. еще одним отличием является глубокий, до половины размера, «стакан» у бивня слона. стаканом называют конусообразную полость, заполненную пульпой, идущую от корня и сужающуюся до полного своего исчезновения примерно на 2/3 или середине бивня.

но что делать, если требуется определить материал уже готового изделия и его принадлежность?
здесь требуется внимание. дело в том, что в отличие от бивней и рогов других животных, бивень слона и мамонта имеют своеобразный сетчатый рисунок на поперечном спиле, который угадывается по пересекающимся линиям при ближайшем рассмотрении. по ним можно примерно определить, какому животному принадлежал материал.
например, у бивня слона сетка этих линий почти всегда пересекается под углом больше 100 градусов, тогда как на бивне мамонта таких линий больше, они сильнее скомпонованы и угол их пересечения редко превышает 90 градусов на том-же расстоянии от центра.

бивень мамонта, поперечный разрез
бивень мамонта, поперечный разрез
бивень слона, поперечный разрез
бивень слона, поперечный разрез

также на рисунке отчетливо видна разница в отсутствии корки на бивне слона.
давайте посмотрим, как выглядит бивень мамонта в разрезе.

бивень мамонта, поперечный срез
бивень мамонта, поперечный срез

конечно, попадаются экземпляры бивня мамонта и с более тупым углом пересечения линий, но еще один фактор, по которому можно судить о его принадлежности — это его цвет. бивень мамонта не бывает чисто белым, он почти всегда варьируется от чёрного и коричневого до цвета «чай с молоком». это обусловлено процессами минерализации при многовековом нахождении в слоях почвы и степенью сохранности. даже экземпляры экстра-класса не могут похвастать перламутровой белизной, присущей молодому, не минерализованному бивню слона.
вот несколько вариантов окраски бивня мамонта

теперь мы имеем представление о том, как отличить бивень мамонта от костей других животных, а так-же от искусственного контрафакта, впариваемого недобросовестными негодяями некомпетентным в этом вопросе людям.
в использовании бивня и зуба мамонта на всякого рода бижутерии, рукоятках ножей, шариковых ручках и даже оружейных накладках на рукоять нет ничего сверхъестественного. достаточно просто иметь немного здравого смысла, пошерстить нужные форумы, посмотреть несколько примеров работ из данного материала и тогда когда-то бывшие желчными комментарии под очередной работой мастера сменятся если не похвалой, то молчаливым восхищением.
конечно, при условии, что руки у мастера растут из полагающегося им места.

давайте затронем тему «стабилизации», раз пошла такая пьянка.
понятно, что для работы зуб мамонта в своём первозданном виде непригоден. находясь в почве веками и тысячелетиями, зуб отчасти сохраняется благодаря консервации и отсутствию губительного воздействия высоких температур и кислорода. но это не спасает его от разрушения более мягкой органики. почти всегда зуб нужно не только стабилизировать, но и «заливать» смолой.
так что же это за процессы?
стабилизация — это пропитка жидким полимером в условиях очень низкого давления, так оставшийся в мелких порах и кавернах зуба воздух расширяется и выходит на поверхность стабилизационного состава. после полного его выхода давление нормализуют, и на место вышедшего воздуха по его путям пробирается пропиточный состав, полностью (это важно) скрывающий пропитываемый материал. его обычно подгоняют избыточным давлением, для лучшей проникаемости, и повторяют вышеописанные циклы несколько раз.
фото со стабилизацией зуба я не нашел, зато вот так выглядит стабилизационная камера и вакуумный насос. в оригинале всё куда больше и масштабнее.

после полной пропитки зуб или бивень запекается при нужных температурах, полимерный состав внутри него полимеризуется и затвердевает, приобретая прочность, материал перестает впитывать влагу и реагировать на перепады температур. добавление в состав красителя полностью меняет изначальные цвета, ограниченные лишь полётом фантазии мастера.
в конечном итоге, после аналогичной пропитки более густой смолой, заполняющей уже крупные каверны и полости, материал зуба выглядит примерно так.

иногда после шлифовки в некоторых зубах обнаруживаются прожилки намытого золота, что тоже не редкость.

что касается брусков, вырезанных из зуба под заготовки рукоятей ножей, то они имеют следующий вид.

аналогично всё и с бивнем. сначала полная стабилизация полимером, затем заливка в смоле. результат примерно такой.

и после распила мы получаем заготовки под любую фантазию мастера.

учитывая всё вышеизложенное, нетрудно понять, что не так страшен чёрт, как его малюют, и что не каждая увиденная в интернете или на выставке работа обязательно содержит обман, подлог и внеземные технологии. вот несколько примеров работ с этим материалом.

даже не державший в руках эти материалы человек, после прочтения этой статьи с лёгкостью разберётся, где применён зуб мамонта, а где его бивень.

Читайте также Виталий Бедрик Нож "Sheridans"

так что советую товарищам, которые всё ещё верят в цветную эпоксидку вместо зуба и думают, что бивень мамонта похож на кость коровы и пористый внутри — срочно собираться, ехать на выставки, обсуждать это с мастерами, смотреть их работы и восторгаться! а остальным, мастерам и начинающим — терпения, прямых рук и великолепных работ. удачи.