Чем аукнется Мираторгу милость саудовского короля?

Опубликовано в ПРОВЭД 27.03.2018

Санкции, введенные против России, и ответные российские контрсанкции дали эффект обратный тому, на который рассчитывали недоброжелатели нашей страны. Место зарубежного импорта стали занимать отечественные товаропроизводители. Наиболее активно стал развиваться отечественный агропромышленный сектор. По производству и экспорту зерновых Россия вышла на одно из первых мест в мире. Производители мяса и мясных продуктов также сумели нарастить внутреннее производство и в настоящее время переходят на этап широкой экспортной экспансии. Один из крупнейших российских мясопроизводителей – Мираторг, недавно объявил о начале массированных экспортных поставок в регион Персидского залива.

Мясной экспорт на подъеме

12 марта в ходе Всероссийского форума сельхозпроизводителей в Сочи совладелец компании Мираторг Виктор Линник, обращаясь к президенту России Владимиру Путину, заявил: ««Мы, на самом деле, в самом начале пути по экспорту мяса, но уже сейчас экспортируем мясо и продукцию из мяса в более 30 стран мира. Начали экспорт в Саудовскую Аравию, Кувейт, Бахрейн и Ирак — в основном это страны Персидского залива». Благодаря успешным переговорам между главой российского государства и королем Саудовской Аравии, состоявшимся в октябре 2017 года, сообщил Виктор Линник, Мираторг сумел получить разрешение ветеринарной службы королевства на поставку мяса и мясных продуктов в эту страну. Если бы не эта королевская милость, процедура ветеринарной и производственной сертификации продукции Мираторга, длившаяся до этого три года, могла бы затянуться на неопределенное время. В ответ Владимир Путин обещал передать при случае слова благодарности саудовскому монарху.

В 1991 году – последнем году существования СССР, в стране было произведено 9 375 тыс. тонн мяса. В тяжелые 90-е годы мясная отрасль, как и многие другие, рухнула. Ее восстановление началось лишь с наступлением 00-х годов, и только лишь в 2015 году, произведя 9 565 тыс. тонн мяса и мясопродуктов, новая Россия сумела достичь советских показателей. По данным Экспертно-аналитического центра агробизнеса, объемы производства в последующие 2016 и 2017 годы составили, соответственно, 9 899 и 10 333 тыс. тонн. Отсчет более-менее существенного выхода отечественных мясопроизводителей на внешние рынки можно вести примерно с 2007 года, после которого объемы внешнеэкономических поставок стали неуклонно возрастать. Увеличиваясь год от года, экспорт мяса и субпродуктов из России за последнее десятилетие вырос с 1,4 тыс. тонн в 2007 году до 237 тыс. тонн в 2017 году, т.е. почти в 170 раз. Как отмечает портал «Агроинвестор», в истекшем году основной объем отгрузок пришелся на мясо птицы — 161,7 тыс. т, что на 44% больше уровня 2016 года. Поставки свинины с учетом шпига и субпродуктов увеличились на 37% - до 72,3 тыс. т. Вывоз говядины составил 2,7 тыс. т против 1,8 тыс. т годом ранее.

Эта восходящая тенденция, судя по прогнозам специалистов, сохранится на обозримую перспективу, учитывая рост потребления мяса в мире. Потребление говядины, свинины, телятины и мяса птицы на душу населения с середины 1990-х годов в развивающихся странах и странах с развивающейся экономикой ежегодно растет примерно на 3%, тогда как в развитых странах этот показатель составляет около 0,4%. Наибольший рост потребления мяса на душу населения приходится на регион, на который нацелился Мираторг - Ближний Восток и Северную Африку (БВСА), за ним следуют Юго-Восточная Азия и Южная Америка. В регионе БВСА потребление мяса на душу населения с середины 1990-х годов удвоилось - с 12 до 24 кг, в основном за счет потребления мяса птицы. В Юго-Восточной Азии и Южной Америке этот показатель вырос с 10 до 18 кг и с 55 до 85 кг соответственно. В развитых странах потребление мяса на душу населения, будучи уже выше, чем в развивающихся, тем не менее, также увеличилось с 86 до 92 кг.

Зарубежные рынки с подвохом

Наращивание экспорта российскими мясопроизводителями за последние десятилетие шло как за счет увеличения физических объемов поставок, так и за счет роста числа экспортеров и расширения географии. По данным Россельхознадзора, сейчас в реестре экспортеров продовольствия около 3850 компаний, в том числе 286 предприятий, поставляющих на зарубежные рынки мясную продукцию. Крупнейшими среди них являются Черкизово и Мираторг, занимающие ведущие позиции в перечне самых больших производителей мяса и мясопродуктов в России. Хотя основными потребителями российского мясного экспорта по-прежнему остаются бывшие советские республики, среди ТОП-10 импортеров присутствуют основные глобальные центры реэкспорта – ОАЭ в регионе Персидского залива и Гонг Конг в Юго-Восточной Азии. При этом, если в 2016 году готовая мясная продукция отгружалась в 23 государства, то в 2017 году уже — в 35 стран.

Вставка – график «Основные страны-импортеры российского мяса и мясопродуктов в 2017 г.» из файла «Экспорт мяса 2017».xls Подпись: Источник: ФТС Росии

Многие целевые рынки практически закрыты для российской продукции. Конкуренция на наиболее привлекательных для российского мяса рынках очень сильна и барьеры входа на них довольно высоки. В диалоге с Владимиром Путиным на сочинском форуме Виктор Линник заметил, что на всех интересных рынках уже давно работают «наши партнеры по ВТО – США, ЕС, Бразилия, нас там никто серьезно не ждет». Система национальной сертификации мясной продукции в различных странах, особенно тех, где остро стоит вопрос о продовольственной безопасности, является составной частью государственной внешней политики. Отсюда – разнообразие и жесткость требований. Отсюда же – практика выдачи негативных и тенденциозных заключений. Обострившиеся в результате военно-политических осложнений отношения между Россией и Турцией в 2015-2016 годах, например, привели к получению предприятиями Мираторга худшего отчета из всех прочих, полученных от других национальных инспекций, от официальной делегации Турции. При том, что заводы компании были аттестованы на поставку продукции в ОАЭ, другие страны Персидского залива, а также в Японию, где требования к ветеринарному контролю, биобезопасности, прослеживаемости — одни из самых строгих в мире. Справедливости ради, надо признать, что полная подконтрольность национальных ветеринарно-производственных центров властям в случае с Саудовской Аравией сыграла на пользу Мираторгу: без королевского благоволения сколько бы еще времени ушло по получения разрешения на импорт мираторговской продукции в эту страну?

Свиное рыло и калашный ряд

Выбор Мираторгом региона БВСА в качестве одного из приоритетных целевых рынков, безусловно, правилен. Помимо опережающего роста потребления мяса на душу населения, регион привлекает еще и высокими темпами пророста населения. Численность населения региона БВСА с 1950-х годов до настоящего времени увеличилась в пять раз - с менее чем 110 миллионов в 1950 году до 569 миллионов в 2017 году. Несмотря на снижение показателей рождаемости, ожидается, что к 2100 году численность местного населения удвоится, достигнув свыше 1 миллиарда человек. К концу нынешнего века в регионе БВСА будет насчитываться больше людей, чем в Китае. С другой стороны, религиозный запрет на употребление в пищу мяса свинины – основной после мяса птицы товарной экспортной позиции из России, не позволит экспонентно нарастить экспортные поставки в исламские страны. Однако, у Мираторга довольно сильные позиции в сегменте производства говядины: Мираторг владеет крупнейшим в мире стадом мясной породы абердин-ангус. Как сообщил руководитель пресс-службы Мираторга Дмитрий Сергеев, доля говядины высшей категории мраморности «Prime» в общем объеме производства компании составляет до 30% в то время как в США, где все этапы производства находятся в разных руках: получение и выращивание поголовья, откорм, переработка – доля говядины высшей категории качества составляет порядка 2-3%.

Другой потенциально очень привлекательной нишей в исламских странах является импорт баранины. В ходе отмечания «Праздника разговления» (Ид аль-Фитр или Ураза-байрам) и «Праздника жертвоприношения» (Ид аль-Адха или Курбан-байрам) – традиционные периоды всеобщего мясоедения, потребление баранины в исламских странах возрастает в 5-7 раз, а цены на неё увеличиваются на 20-30%. Трейдеры стараются заблаговременно обеспечить доставку живых жертвенных баранов со всего мира, но, несмотря на это, дефицит качественной баранины в исламских государствах ощущается повсеместно. Её, в нарушение вековых религиозных традиций, в последние годы стали заменять говядиной, но это считается дурным тоном. Многочисленные арабские делегации не раз пытались создать центры сортировки и передержки овец для последующего экспорта в канун религиозных праздников на территории российского Северного Кавказа, но в силу специфических особенностей этого региона им это не удалось. Возможно, Мираторг, с его активной инвестиционной политикой и опытом вхождения в новые сектора, сумеет преуспеть и в этой области, раз уж компания получила высочайшее разрешение на работу в странах Персидского залива.