«Хэппи-энд» (Михаэль Ханеке, 2017)

03.02.2018

Михаэль Ханеке прославился своей холодной и отстраненной жестокостью к человеку, и хэппи-энд – это то, чего многим зрителям, не способным вынести неотвратимого ужаса бытия кинематографической реальности режиссера без подслащающей пилюли, явно не хватало. И Ханеке, по всей видимости, решил для них снять такой «счастливый конец» на все свои фильмы разом. Только выглядит это скорее не как акт сочувствия, а хлесткая пощечина (кстати, любимый приём героев Ханеке приводить людей в себя).

Главный действующий герой фильма – большая буржуазная семья с фамилией Лорен. Их жизнь сыта и красива, успешна и стабильна. Стены их роскошного дома крепки и способны остановить любую угрозу извне. Одним словом – все члены этой семьи обречены жить счастливо. Все, что могло бы расколоть этот устоявшийся мир, что могло хотя бы поставить подобное счастье под вопрос остается за кадром – на него не обращают внимания Лорены, потому не видим и мы. Не видим, как попадает в больницу и там же умирает мать Евы. Трагедия на стройке, находящейся под управлением компании семьи, унесла жизнь рабочего (или нескольких, но - какая разница), но мы не видим самой смерти, не видим лиц погибших. Мы узнаем об этом только из разговоров героев, которые доказывают проверяющей инспекции, что всё это лишь несчастный случай, а никак не результат их халатности. Мы не видим автомобильной аварии, в которую попадает старший представитель семейства - Жорж Лорен. Нападение собаки на дочку прислуги тоже остается вне поля зрения. Не показаны даже сексуальные отношения отца Евы - Тома с любовницей-виалончелисткой, которые мы наблюдаем только по их интернет-переписке. Одним словом всё, что способно заставить усомнится в надежности буржуазного счастья, сокрыто, незаметно, происходит с кем-то другим и где-то далеко.

При этом подобное счастье неизбежно. Ева, потренировавшись сперва на хомячке и девочке из лагеря, травит седативным свою собственную мать – и остается безнаказанной. Компания Лоренов, по чьей вине случилась трагедия на стройке, унесшая жизни рабочих, выходит из этого дела с чистыми руками.
Молодой парень Пьер, которого мать - Анна Лорен поставила управлять стройкой, отделывается фингалом и разбитым носом. В нем хоть появляется чувство вины, но он тем не менее не знает, что с этим чувством делать, а потому просто ударяется в запой и экстравагантные выходки. Отец Евы, бросив ее мать ради молодой женщины, ставшей в итоге его новой женой, завел до кучи сексуальный интернет-роман, который так и остался сокрытым и не разрушил его официального семейного счастья.

Но более всего интересно наблюдать за отцом семейства - Жоржем Лореном. Он, который в прошлом фильме Ханеке ("Любовь") убил свою больную жену, дабы избавить её от унизительного бремени старческого болезненного умирания, остался один и теперь пытается убить себя. Но авария не удалась – он лишь попал на инвалидное кресло. При этом на призывы помочь ему в этом хлопотном деле никто не соглашается (видимо, никому не достает любви). И лишь в самом конце проявляет участие Ева, но не от избытка любви, а из любопытства. Она скатывает старика в море, а сама снимает дальнейшее на телефон. И тут бы закончить всё смертью.., но в последней момент на помощь утопленнику прибегает всё семейство Лоренов.

После всего так и ждешь на экране слова – «И жили они долго и счастливо».