Диафрагма и безнадёжно испорченные фотографии

Все знают, что нужно закрыть диафрагму (увеличить f-число), чтобы увеличить размер зоны фокусировки. Например, я долгое время закрывала её до минимально возможного диаметра, когда снимала, например, пейзажи, чтобы захватить всю видимую область в фокус. И всё это время я не понимала, почему мои фотографии такие размытые. А всё из-за дифракции!

Честно говоря, я плохо разбираюсь в физике, поэтому я не буду приводить определения, которые и так можно найти в Интернете. В общих чертах проблема выглядит так: чем сильнее закрыта диафрагма, тем размытее получается снимок. Это явление испортило мне очень много фотографий, а я даже не знала, как оно называется. Но я нашла очень полезную статью и теперь знаю, как это работает. Ссылка на исходную статью как всегда в конце.

Итак, дифракция. У каждой камеры своё значение диафрагмы, при котором начинается дифракция, в иностранной литературе его называют "дифракционный предел". Его можно рассчитать (ссылки на "калькуляторы" ниже) или просто выяснить тестовыми снимками. Я, например, научилась не закрывать диафрагму больше, чем f/10.

Надо помнить, что проблемы возникают не только с максимально закрытой диафрагмой, но и с максимально открытой. Тут уже виноваты аберрации. Считается, что наиболее резкая картинка получается при значении диафрагмы, которое близко к предельному. Хотя я не замечаю проблем при f/1.4 у своей камеры (у меня Canon EOS 650D).

Вообще, чем больше у камеры мегапикселей, тем ниже дифракционный предел, но этой зависимостью часто пренебрегают.

Мне было интересно узнать, что дифракция зависит от длины волны. Разные цвета могут выглядеть по-разному при одинаково закрытой диафрагме, хотя современные сенсоры в камерах умеют минимизировать эту разницу. Строго говоря, синий цвет страдает от дифракции меньше остальных, т.е. меньше размывается.

тык