МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ

Во всем мире книга канадского ученого, профессора Ролана Вье «Мотивация в учебном контексте» является одним из ключевых учебно-методических пособий по изучению и развитию мотивации учения. К сожалению, российская школа, которая ориентирована на традиционные методы обучения, не учитывает индивидуальные мотивационные характеристики учеников.

В книге представлен анализ существующих в настоящее время моделей мотивации учения, практические приемы по диагностике и формированию мотивов учения учащихся различных возрастных групп. Авторская концепция основана на постулатах одного из наиболее популярных в современной психологии, социо-когнитивного подхода. В приложениях даны опросники, направленные на диагностику мотивов учения. Книга ссылается на современные статьи и научные труды.

Основная цель книги — помочь тем, кто в своей преподавательской и педагогической деятельности использует знания о мотивации учения. В рамках концепции автора учащийся предстает перед нами как субъект учебного процесса, имеющий возможность выбора. Он видит и признает в себе способности и ограничения, встречает препятствия на пути саморазвития.

Роль школы, при этом, состоит в том, чтобы помочь подрастающему поколению осознать реальность мира, в котором оно живет, понять исторические события, которые создали эту реальность, и изучить естественные и социальные законы, которые ей управляют. В то время как средства массовой информации побуждают молодежь пользоваться моментом, школа призывает их работать ради своего будущего, быть внимательным, слушать, читать и писать, тем самым углубляя познание в тех областях, которые сами по себе могут не вызывать непосредственный интерес. Так как со временем этот диссонанс между внешней социальной средой и школой усилится, важно, чтобы преподаватель не только был специалистом в своем предмете, но и умел мотивировать учащихся учиться.

Эти навыки приобретаются не только с опытом. Исследования показали, что отличие специалиста от новичка проявляется в организации и глубине теоретических знаний, которые он может фактически применить в рамках своей деятельности.

Выступая как эксперт в области мотивации, преподаватель должен создать такой учебный контекст, который мотивирует учащихся. Такая педагогическая среда инициирует размышления преподавателя о себе и своих способностях, о собственной мотивации, об уровне его знаний и его способности управлять мотивацией класса.

Вот три главных условия, которые помогут создать мотивирующую среду обучения:

Во-первых, необходимо, чтобы ученик чувствовал внимание и уважение со стороны преподавателя. Категорически запрещено ставить учащегося в униженное положение, которое может ранить его самооценку и самоуважение. Это может быть причиной замкнутости учащегося в себе и породить в нем желание как можно скорее покинуть образовательную среду, хотя бы мысленно.

Во-вторых, необходимо, чтобы учебная среда была динамична, то есть преподаватель наполняет учебный процесс такими видами деятельности, которые позволяют извлечь практическую пользу из знаний и из той энергии, которую он вместе с учащимися направляет на решение учебных задач.

Наконец, необходимо, чтобы учебная среда была не только обучающей, но и развивающей. Создать такой контекст, в котором будут соблюдены все эти условия, — задача непростая, особенно если принять во внимание все административные, материальные и организационные требования, которые сегодня стоят перед системой образования. Именно поэтому необходимо, чтобы преподаватель был экспертом, способным рассматривать и решать проблемы мотивации учащихся, создавая при помощи тех средств, которыми он располагает, среду обучения, способную их мотивировать.