ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА В «ИГРЕ ПРЕСТОЛОВ»

29.03.2018

Психологи – обычные люди и не проводят всё свободное время в размышлениях о психическом здоровье. Но при прочтении книг, просмотре фильмов и сериалов мы неизбежно замечаем патологии у любимых героев. Некоторые фильмы просто кишат психическими заболеваниями, как будто являются экранизацией Диагностического статистического руководства по психическим расстройствам (DSM).

«Игра престолов» — это сериал о войне, власти и политике во времена драконов и рыцарей, но невозможно игнорировать серьёзные проблемы психического здоровья персонажей, которых мы видим на экране, поскольку у некоторых героев диагнозы так и напрашиваются. Например, можно сходу назвать Джоффри садистом, а Серсею – нарциссом, но давайте сделаем шаг назад и повнимательнее посмотрим на героев, которых мы любим любить и любим ненавидеть.

Джоффри Баратеон

popsugar-assets

Один из самых ненавистных персонажей на шоу (существуют даже видеозаписи с радостной реакцией зрителей на его смерть), но за его неумолимой жестокостью может стоять расстройство.

Став королём, Джоффри быстро завоевал репутацию жестокого, чёрствого и высокомерного правителя. После публичной казни Эддарда Старка, отца своей невесты, он заставляет свою суженую смотреть на его голову на колу и обещает, что следующей там окажется голова её брата. Жестокая натура Джоффри проявляется ещё в детстве: в книгах Джордж Мартин пишет, что мальчик однажды убил беременную кошку и вскрыл её, чтобы посмотреть на котят.

Диагноз – диссоциальное расстройство личности.

Согласно DSM-V, диссоциальное расстройство личности (или социопатия) – это расстройство, которое характеризуется пренебрежением социальных норм и нарушением прав окружающих, а также ограниченной способностью формировать привязанности.

Диагностические критерии включают в себя: склонность к обману, безрассудное пренебрежение безопасностью других и отсутствие раскаяния.

Жестокость Джоффри к окружающим, стремление совершать чудовищные поступки ради своей выгоды или развлечения, полное отсутствие угрызений совести позволяет видеть в нём антисоциальную личность.

Такой же диагноз можно поставить другому яркому персонажу «Игры Престолов» — Рамси Болтону. Он является незаконнорожденным ребёнком, так называемым «бастардом», и это сильнейшим образом повлияло на его психическое здоровье.

irecommend

«После травмы, нанесённой статусом бастарда, эмоциональная привязанность стала ему чужда, — говорит Джанина Скарлет, профессор Калифорнийской Школы Профессиональной Психологии в Университете Сан-Диего. – Он так долго был на вторых ролях, и теперь самоутверждается за счёт причинения физической и эмоциональной боли другим».

Теон Грейджой

codedfilm

Задолго до того, как он попал к Рамси и подвергся пыткам, Теон уже страдал от неуверенности в себе. Отец предложил маленького Теона семейству Старков в качестве жеста примирения, и мальчик рос вместе с детьми Старков, но ему постоянно напоминали, что он не часть семьи. Это зародило в нём сильнейшее желание добиваться и завоёвывать.

Возможно, стремление Теона к причастности подтолкнуло его к трансформации в «Рика» — личность, присвоенную ему его жестоким захватчиком. После жестоких пыток Рамси Теон стал медленно терять самоидентификацию. Он теряет свою личность на таком глубинном уровне, что перестаёт откликаться, когда его зовут настоящим именем «Теон».

Диагноз поставить не так просто. С одной стороны, грандиозное чувство собственной значимости, его погружение в фантазии об успехе и всеобъемлющая вера в то, что он «особенный», указывают на нарциссическое расстройство личности. Это расстройство нередко становится результатом детского потрясения.

Но пытки и унижения также нанесли ему серьёзные травмы, и Теон распрощался со своим старым «я». Слепая преданность, которую пробуждает Рамси в Теоне, предполагает то, что обычно называют «Стокгольмским синдромом» — известный психологический феномен, описывающий привязанность пленника к захватчику. Загвоздка в том, что «Стокгольмский синдром» — официально не является расстройством и не входит в DSM.

Джонатан Федер, доктор психологии, исследовавший этот вопрос, в случае с Теоном предлагает остановиться на диссоциативном расстройстве, который в DSM характеризуется как «расстройство личности» (присутствие альтернативной личности) которое обусловлено длительным и интенсивным убеждением или травмирующим событием – их у Теона было немало.

Сандор Клиган

goodfon

Сандор Клиган по прозвищу Пёс – один из самых жестоких воинов Вестероса. В этом деле его опережает только его старший брат Гора.

Мы, зрители, убеждены, что за чёрствым лицом Пса, покрытым шрамами, скрывается человечность и сострадание. Но всякий раз, когда мы ловим этого героя на проявлении доброты, авторы напоминают нам о его спокойном отношении к жестокости, воровству и убийству.

Причины беспечного отношения Клигана к преступлениям кроются в истории его семейного конфликта. Шрам на лице Пса – «заслуга» его брата: когда они были детьми, во время очередной ссоры из-за игрушек Гора сунул голову младшего брата в огонь.

Как и многим в Вестеросе, Псу пришлось в жизни не сладко. Налицо детская травма, которая усугубилась равнодушием его отца к произошедшему и привела к посттравматическому синдрому (посттравматическое стрессовое расстройство).

Также заслуживает внимания нездоровое отношение Сандора к алкоголю, особенно тот факт, что он использует его как инструмент борьбы с тревожностью. Регулярное употребление и высокий уровень устойчивости к алкоголю указывают на диагноз – алкоголизм. Такое сочетание, к сожалению, не редкость: люди с посттравматическим синдромом прибегают к алкоголю, чтобы справиться с воспоминаниями, страхами и другими симптомами травмы.

От алкоголизма страдает не только Сандор. За Серсеей Ланнистер также замечена зависимость. Королева употребляет компульсивно и чрезмерно, и часто пьяна уже к обеду.

twilightrussia

Серсея также демонстрирует симптомы нарциссического расстройства личности: воспалённое чувство собственной важности и глубокая потребность в обожании, а также неспособность к сочувствию. Она держится высокомерно и она уверена, что многие ей завидуют, и не остановится ни перед чем, чтобы удержать статус и власть. Серсея – дочь равнодушного отца и теперь женщина в мужском мире, поэтому нетрудно понять, откуда взялись такие проблемы.

Дейенерис Таргериен

poliksal

Дейенерис и её брат Визерис остались сиротами в раннем детстве. Их отец, Король Эйрис, и другие члены королевской семьи были убиты в восстании, и Дейенерис с братом бежали в вольные города. Ребёнком Дейенерис была слабой и застенчивой. Она одновременно боялась своего брата и зависела от него и его опеки, которая содержала элементы насилия.

Против своей воли она выходит замуж за кхала Дрого, который взамен обещает её брату Визерису армию. В этом браке она превращается из застенчивой девочки в сильную, храбрую женщину, которая обретает независимость от брата. Это становится особенно очевидно, когда Дейенерис захватывает вольные города один за другим, освобождая рабов. Освобождённые называют её матерью, что дарит ей чувство гордости и утешения.

С медицинской точки зрения Дейенерис непросто характеризовать. Она — одна из стабильных и уравновешенных персонажей «Игры престолов» — как луч света во тьме. Она не страдает от тревожности, раздвоения личности или других последствий травмы. Для характеристики таких героев есть более подходящая книга, чем DSM – «Сильные стороны и добродетели персонажей», созданная Кристофером Питерсоном и Мартином Селигманом, пионерами позитивной психологии. Вместо расстройств и психологических проблем она позволяет «диагностировать» положительные качества успешных людей. В случае с Дейенерис диагнозом будет справедливость и смелость. Она является примером того, как следует реагировать на невзгоды и неудачи – как на вызов и возможность для роста.

Происходящее с Дейенерис можно также назвать посттравматическим ростом –личностной трансформацией, приводящей к положительным результатам психологической проработки травматического события. Одним из первых учёных, использовавших этот термин, является доктор Меган Хокер, ветеран войны в Ираке. Она объясняет это явление так: «Гибкость, которая позволяет прогнуться, но не сломаться», в то время как посттравматический стресс – это надлом и восстановление.