Влияет ли постановка вопроса на восприятие ситуации?

Ответ: да

Это наглядно подтверждено экспериментом, проведенном Элизабет Лофтус и Джоном Палмером в Калифорнийском Университете в 1974 году. Основной задачей ученых было доказать, что воспоминания бывают обманчивы. Эксперимент был создан, чтобы оценить, насколько постановка вопроса влияет на воспоминания о той или иной ситуации.

В рамках исследования испытуемым предлагалось посмотреть видео, на которых была показана автомобильная авария, затем участников просили описать ситуацию так, будто они присутствовали на месте происшествия. Участников разделили на две группы, и для каждой группы вопрос о дорожном происшествии звучал по-разному. Участников первой группы спрашивали: «С какой скоростью двигался автомобиль в момент столкновения с другим автомобилем?», вопрос участникам второй группы звучал следующим образом: «С какой скоростью двигался автомобиль, когда он врезался в другой автомобиль?». Во втором случае подразумевалось, что виновником ДТП был именно первый автомобиль. Испытуемые легко соглашались с этим утверждением, хотя оно и было ложным. Исследователи выяснили, что использование разных глаголов влияло на воспоминания испытуемых об аварии, доказывая, что воспоминания могут быть искажены.

Исследование наглядно показывает, что память человека легко поддается манипуляции в зависимости от постановки вопроса. Добавление ложных деталей к воспоминанию о том или ином случае получило название «конфабуляция».