Что такое SEO: особенности

22.06.2018

С этой статьи начинается целое учебное пособие, посвященный SEO продвижению информационных и коммерческих сайтов в поисковых сетях Яндекса и Google. Изучив его, Вы сможете своими собственными силами заняться продвижением своего ресурса, либо, получив эти знания, более продуктивно ставить задачи своим исполнителям и проверять их работу.

Перейдем к содержанию данного блока:

  • Что такое SEO
  • Краткий экскурс в историю
  • Принцип работы и особенности поисковых машин
  • Неоднозначность выдачи: персонализация, однорукий бандит
  • Плюсы и минусы SEO
  • Когда SEO не подходит
  • Основные SEO-факторы (текстовый, ссылочный, поведенческие, коммерческие)
  • Что делал SEO-оптимизатор раньше и что он делает сегодня
  • Терминология, используемая далее

Что такое SEO

Начнем с основ и ответим на вопрос “Что такое SEO?”. Что нам говорит Википедия по этому поводу?

Поисковая оптимизация ( Search engine optimization, SEO) — комплекс мер по внутренней и внешней оптимизации для поднятия позиций сайта в результатах выдачи поисковых систем по определенным запросам пользователей, с целью увеличения сетевого трафика (для информационных ресурсов) и потенциальных клиентов (для коммерческих ресурсов) и последующей монетизации этого трафика.

Обычно, чем выше позиции сайта в результатах выдачи, тем больше заинтересованных посетителей переходит на него с поисковых систем. При анализе эффективности поисковой оптимизации оценивается стоимость целевого посетителя с учетом времени вывода сайта на указанные позиции и конверсии сайта.

Если говорить более простым языком, то SEO — это комплекс мер, для того, чтобы наш сайт получал больше трафика и больше заказов при условии что мы не будем платить за каждого отдельного посетителя (они нам будут поставляться условно “оптом” ). Комплекс мер разделяется на внешний(ссылки) и внутренний(тексты).

Что такое SEO на практике. Вбиваем в Яндекс любой запрос, в нашем примере это будет “что такое сео продвижение сайта”. Сверху мы видим блок состоящий из нескольких (не более 5) рекламных объявлений, это контекстная реклама Яндекс.Директ. Дизайн этого блока постоянно меняется, советую обратить на это внимание. Раньше он был желтого цвета и сильно отличался от основной поисковой выдачи, т.е. сразу было понятно что это реклама. Сейчас же он выглядит практически как и вся выдача, только есть маленькая плашка на желтом фоне с надписью “реклама”. То есть таким образом Яндекс постоянно старается оптимизировать CTR , чтобы на ее рекламу кликали как можно чаще.

Все что не реклама называется органической выдачей. То есть при некоторых манипуляциях с сайтом мы можем получить позиции сразу под рекламой (если постараемся конечно), а вместе с этими позициями и трафик на сайт ( читайте “деньги”).

Краткий экскурс в историю

Как развивалась поисковая оптимизация в течении времени? То есть что делали SEO оптимизаторы раньше.

В самом начале, когда данное направление развивалось семимильными шагами, очень активно использовался спам ключевыми словами. Спамили ими как правило в скрытых блоках. Логика была до безобразия проста и банальна: чтобы сайт находился в топе по какому либо запросу, нужно чтобы этот запрос где то был на странице, и не важно в каком виде он был размещен. И чтобы страница выходила по огромному количеству запросов, которые физически не могли быть размещены в видимой части сайта, их размещали в скрытых блоках, которые видит поисковой робот, но не видит пользователь (например в PopUp, который не при каких условиях не появляется). Но увы, потом поиск начал за этот прием наказывать фильтрами.

После этого началась эра ссылочного спама, все оптимизаторы поголовно спамили внешними ссылками. Раньше можно было вбить в SeoPult свой сайт, выбрать ключи по которым мы хотим встать в выдаче, и через несколько месяцев сайт действительно занимал вершину поисковой выдачи. Золотые времена… Сейчас естественно данный способ не работает от слова СОВСЕМ, и представляет из себя просто слив бюджета.

Ремарка от автора: Если Вам в 2018 году кто то предложит продвигать сайт ссылками — шлите его с порога, кроме фильтров и облажавшегося “оптимизатора” вы не получите больше ничего.

Когда Яндекс внедрил поведенческие факторы в свой алгоритм ранжирования, начался тренд на спам этими факторами. Появилось огромное множество систем по накрутке ПФ, в свое время они были очень популярны, так как Яндекс давал факторам огромный вес в своей поисковой выдаче. Увы закончилось все так же как и выше — начались публичные порки от Яндекса и массовые фильтры на сайты из ТОПа выдачи.

Если Вы вдруг, прочитав абзац выше, решите что можно накручивать эти факторы при помощи различных бирж, когда это будут делать не роботы и живые люди за N-ое вознаграждение — Яндекс прикрыл и эту лавочку, не советую так делать, иначе опять таки можно поймать фильтр и поставить жирный крест на любой SEO оптимизации вашего проекта.

И вот на сегодняшний день наконец-то пришла эра работы над своим сайтом. Сейчас сайты делаются не для поисковых роботов, а для ЛЮДЕЙ. Здорово, не правда ли? Методика улучшения сайта работала и в самом начале SEO оптимизации, но не давала таких быстрых и дешевых результатов как способы указанные выше. Способ очень трудоемкий, включает так же в себя методику инициирования семантического охвата.

Это считается самой “белой” методикой и самой правильной с точки зрения поисковых систем, именно этого они и добивались от владельцев ресурсов с самого начала существования SEO.

Мы делаем сайт максимально полезным и максимально удобным для пользователя, ни о каких санкциях и фильтрах тут не может быть и речи по определению. Данные методики (улучшения сайта, а не все что Вы вычитали выше) живы уже более 10 лет, соответственно еще столько же проживут. Это именно игра в долгую, а не коротковременные акции из разряда ссылочного спама, которые прожил от силы пару лет.

Именно об этих  методиках улучшения сайта для пользователя мы и будем говорить во всем цикле обучения SEO оптимизации.

Знаковые события и изменения алгоритмов Яндекса

Перечислим самые значимые вехи, всего алгоритмов было гораздо больше. Здесь я буду рассказывать именно о координальных изменениях которые пришли в SEO.

17 ноября 2009 — Снежинск и машинное обучение

В 2009 году поисковую выдачу буквально перевернуло с ног на голову. Это было самое сильное изменение за все время, пришла технология машинного обучения. То есть даже сами сотрудники Яндекса не знали и по сей день не знают как работает их алгоритм, потому что он стал самообучающимся. Теперь он работает вне зависимости от них, машина сама учится на основе репрезентативных выборок. У Яндекса появился штат асессоров, которые обучают алгоритм. Асессоры при помощи специального программного обеспечения оценивают релевантность поисковой выдачи, грубо говоря ставят галочки, а машина на основе этих данных совершенствует свою формулу.

От автора: Если Вам говорят что исполнитель владеет информацией о алгоритме ранжирования и поднимет ваш сайт в ТОП выдачи, это может означать лишь одно — вам нагло врут.

2009-2010 — Обнинск, появляется геозависимость.

До этого алгоритма абсолютно вся выдача была одинакова по всей России впринципе, но с приходом геозависимости все разделилось. К сайту привязывается регион, и по геозависимым запросам он будет ранжироваться только в рамках своего региона. Это можно обойти, но об этом я расскажу чуть позже ( раздел “Мультирегиональность”).

2012 — Калининград, персонализация выдачи

Началась активная персонализация выдачи, то есть поисковые системы стараются каждому пользователю дать ответ наиболее подходящий именно ему и его предпочтениям. Например, если какой либо человек заходит часто на определенный сайт (обычно это его сайт), то Яндекс будет его сайт показывать как можно выше и как можно чаще. Отсюда и растут проблемы, когда заказчик говорит что его сайт везде в ТОПе, а на самом деле это он только у него в ТОПе, а остальные пользователи его даже не видят.

2014 — Анонс отмены ссылок

Яндекс отменил вес ссылок в ранжировании по Москве, но к слову сама поисковая выдача совершенно не изменилась к моменту анонса изменений. Существует несколько объяснений этому факту, например просто запугивание и вранье для прекращения массовой закупки ссылочной массы. Ссылки на сегодняшний день все таки имеют кое какой вес для поискового алгоритма, они являются косвенным коммерческим фактором, причем очень важным. Но об этом мы поговорим немного позже. Существует даже теория что объем Директа является косвенным коммерческим фактором, именно то, насколько эффективно и широко представлена рекламная кампания в Директе.

Факт: после анонса Яндексе о отмене веса ссылок при ранжировании в Москве выдача практически не изменилась!

2015 — Минусинск

Данное обновление практически полностью дублирует имеющиеся ранее у Google алгоритмы, но этот алгоритм начал наказывать сайты за покупку SEO ссылок. После этого обновления тактика поискового продвижения в корне изменилась.

2017 — Баден-Баден

Практически то же самое что со ссылками, только с текстами. Переоптимизированные ключами SEO тексты начали жестко наказывать. Опять таки, тактика поискового продвижения после обновления алгоритма сново сильно изменилась.

К слову, ни один из вышеуказанных обновлений никак не коснулся тактики “улучшения сайта и семантического охвата”.

2017 — Королев

Никаких резких скачков и изменений в выдаче не было, но идеология подготовки SEO текстов начала очень сильно меняться. Об этом мы также поговорим далее на конкретных примерах в данном блоке.

Принцип работы и особенности поисковых машин

Здесь все очень просто. Можно разбить принцип работы условно на 3 этапа:

  • Сбор данных (робот поисковой системы ходит по ссылкам, ищет новые сайты и документы и записывает их в базу)
  • Индексирование (Запись в базу)
  • Ранжирование (Если документ есть в базе, к нему применяется та самая формула ранжирования)

Есть 2 немаловажных момента:

У Яндекса используется система апдейтов, то есть происходит все не на лету, обновления происходят поэтапно. То есть после сбора новых данных в базу должно пройти некоторое время на обновление поисковой выдачи и добавление в нее новой информации. По личному опыту — это примерно неделя.

Апдейты Яндекса делятся на ссылочные (апдейт с пересчетом ссылочных факторов) и текстовые ( в выдачу попадают более свежие документы, обновленные версии страниц)

У Google изменения происходят в реальном времени, выдача постоянно обновляется.

Неоднозначность выдачи: персонализация, однорукий бандит.

О персонализации я уже кратко выше говорил. Персонализация — каждый пользователь видит индивидуальный результат поисковой выдачи. То есть если пользователю нравятся какие либо определенные сайты, например музыкальные или автомобильные, то выдача будет подстроена конкретно под него (и конечно же под его регион, не забываем про геозависимость).

Однорукий бандит (только в Яндекс) — подмешивает в ТОП выдачи новые документы. Если вы видите по сложному и дорогому ключу в вершине выдачи новый, незаполненный и страшненький сайт — это скорее всего дело однорукого бандита. Провисит он в ТОПе не долго, попал он туда только из за своей новизны и удачи. Логика однорукого бандита проста и логична. Суть в том что молодой сайт, который не продвигается методами SEO, даже если он очень классный и предоставляет пользователю самую полную информацию, будет практически всю свою жизнь висеть на 10х страницах выдачи (и даже глубже) и не получать трафика от Яндекса. А так как он не получает трафик, то Яндекс и не узнает что он классный и полезный для пользователей, то есть не запишет их поведенческие факторы. Для этого и сделан однорукий бандит, он на короткий промежуток времени поставит сайт по некоторым запросам в ТОП выдачи и соберет информацию о том, несет ли он какую либо пользу для посетителей или нет. На основе данной информации будет происходить дальнейшее ранжирование.

Эта технология дает шанс реально хорошим и качественным сайтам выйти в ТОП даже без какого либо SEO продвижения.

Еще один интересный момент- это технология СПЕКТР. Она подмешивает в выдачу другие интенты заданного запроса (про интенты мы поговорим далее).

Интент это суть запроса. Существуют запросы у которых может быть несколько интентов, например “пицца”. Какие интенты могут быть у пиццы? Например “заказать пиццу”, “посмотреть картинки пиццы”, “рецепт пиццы” и так далее. Сути у них совершенно разные. В таком случае Яндекс подмешивает в выдачу например по коммерческим запросам информационные интенты.

На данном этапе я пожалуй остановлюсь, продолжение данного блока в следующей статье. Спасибо за прочтение;)