Жак-Луи Давид

22.06.2018

(1748-1825) Французский художник, один из главных представителей неоклассицизма, цареубийца и любимец Наполеона.

Подборка работ Жака-Луи Давида здесь

Родился Жак-Луи Давид в семье торговца железом, в детстве его отдали в пансионат при монастыре Сен-Жермен — том самом, чьи колокола обозначили начало Варфоломеевской ночи. В девять лет, после смерти отца, Жака-Луи отправили в Париж, в Колледж Четырёх Наций. Следить за ребёнком в столице должны были дяди-архитекторы, которые и определили его будущее. Как признавался сам Жак, учёба в колледже не задалась: он постоянно отвлекался от занятий, и практически всё время рисовал вместо того, чтобы слушать преподавателя. Когда его наклонности заметили родственники, его отправили в Академию Святого Луки.

Жак-Луи поступил на обучение к художнику Жозефу Вьену, и тот в 1766 году забирает ученика к себе в Королевскую академию живописи и скульптуры. Вьен был любителем античности и искусства эпохи Возрождения, и его увлечение передалось и Жаку. Во время обучения у Вьена Давид мечтал выиграть Римскую премию, которая давала право учиться в Италии. Добиться этого он смог лишь с пятой попытки, и в 1775 году Жак-Луи отправился в Рим, чтобы дальше изучать античное искусство и Ренессанс, которые повлияли на взгляды художника: он стал сторонником демократии и республиканского строя. Ему даже удалось выбить у властей разрешение делать изображения эллинистических ваз и заниматься эскизами на раскопках в Неаполе.

Вместе с социально-политическими идеями поменялась и манера Жака-Луи творить, его картины стали очень похожи на произведения эпохи Возрождения. В 1783 году Давид был избран членом Академии живописи, а через год его настигла феноменальная слава — его картина «Клятва Горациев» и стоящая за ней история символизировали всё то, о чём мечтало французское общество.

«Клятва Горациев», 1784 год
«Клятва Горациев», 1784 год

С началом революции Жака-Луи избрали в Национальный Конвент, где он сблизился с Жаном-Полем Маратом и Максимилианом Робеспьером. В 1793 году он стал одним из тех, кто проголосовал за казнь короля Людовика XVI. Он старается максимально точно и подробно описать в своих работах торжество революции. Тогда же для Давида открывается и обратная сторона произошедшего: он пишет «Смерть Марата» с натуры, одним из первых примчавшись к своему единомышленнику.

В это же время Жак-Луи создаёт в королевском дворце Лувр национальный музей, который существует по сей день. А затем — смерть Робеспьера, новая революция и заключение. Давида должны были приговорить к смертной казни за революционные взгляды, но его оправдали. В 1797 году художник становится свидетелем триумфального прибытия в Париж Наполеона Бонапарта и становится его сторонником. Жак-Луи создал несколько величественных и пафосных картин, посвящённых императору, однако после битвы при Ватерлоо и разгрома французской армии власти Наполеона пришёл конец. Во Франции к власти возвращается династия Бурбонов, и Жак-Луи, которого обвиняли в цареубийстве, в 1816 году бежал в Бельгию. Художник умер, так и не вернувшись на родину.

Автор: Денис Божинский