Казимир Малевич

(1879-1935) Российский художник, один из родоначальников абстракционизма, отец супрематизма - направления живописи, в котором эффект достигается минимальным числом цветов и форм.

Подборка работ Казимира Малевича здесь

Родился Казимир Северинович в Киеве в польской семье, живописью увлекался с детства - ещё в 16 лет начал писать маслом. В 1896 году с семьёй переехал в Курск, где работал чертёжником в управлении железной дороги. В 1907 году, Казимир Малевич перебрался в Москву и вскоре принял участие в выставке Московского товарищества художников.

Настоящий подъём начался с 1910 года - тогда Малевич участвовал в дебютной выставке художественной группы «Бубновый валет», на которой экспонировался и другой классик русского авангарда Василий Кандинский. Уже через два года Малевич вместе с группой художников, тяготевших к упрощению изображения, ушёл из «Валета» - это сообщество взяло себе название «Ослиный хвост». В декабре следующего года Малевича пригласили для оформления декораций к футуристичной опере «Победа над Солнцем» Алексея Кручёных с прологом Велимира Хлебникова. Именно тогда, по воспоминаниям нашего героя, к нему пришла идея самой знаменитой его картины.

1915 год - новая ступень. Малевич на Первой футуристической выставке «Трамвай В» в Петрограде вместе с другими радикальными художниками. По следам выставки Казимир Северинович выпустил манифест супрематизма, а уже в следующем году наглядно показал, что же представляет собой новый жанр живописи: на Последней футуристической выставке «0, 10» он выставил 39 работ, в том числе и культовый «Чёрный квадрат». Надо ли говорить, какой эффект произвело увиденное на зрителей? Спорят до сих пор. В этот же период Малевич создал объединение «Супремус», в которое вошёл и поэт-футурист Велимир Хлебников.

Работы Казимира Малевича на Последней футуристической выставка «0,10», 1915 год
Работы Казимира Малевича на Последней футуристической выставка «0,10», 1915 год

Когда в 1917 году пришла революция, авторитет Малевича сыграл ему на руку - революционный комитет назначил его комиссаром по охране памятников и художественных ценностей. В следующем году художник создал декорации для «Мистерии-Буфф» Владимира Маяковского, которую поставил Всеволод Мейерхольд. В 1919 году Малевичу довелось поработать с ещё одним классиком авангардного искусства: он возглавил мастерскую художественного училища в Витебске, основанного Марком Шагалом. Тогда к числу последователей Малевича присоединился Эль Лисицкий, архитектор-супрематист и автор знаменитого плаката «Клином красным бей белых».

А дальше - хуже. По мере угасания революционного пыла общество и партия всё пристальнее смотрели на авангардистов разного толка. Книги Малевича издавали за границей и запрещали на родине, выставки всё чаще проходили на чужбине. В конце 1929 года Малевича уволили из института истории искусств из-за беспартийности, а в 30-м и вовсе арестовали по подозрению в шпионаже. К счастью для художника, следователю Владимиру Кишкину удалось добиться освобождения Малевича. Всего через пять лет Казимир Малевич умер от тяжёлой болезни. Его тело с раскинутыми руками поместили в супрематический гроб и кремировали.

Из цикла «Дети Революции» к столетию Революции 1917 года

Автор: Денис Божинский