Марк Шагал

(1887-1985) Российский и французский живописец, один из ярчайших художников XX века, авангардист. Рисователь лошадок и птичек в неожиданных местах.

Подборка работ Марка Шагала здесь

Родился Моисей Хацкелевич в Витебске в большой семье приказчика (помощника управляющего), получил традиционное еврейское домашнее образование. В 1906 году Шагал поступил в художественную школу Юделя Пэна, однако вскоре перебирается в Санкт-Петербург.

Там художник попал в Рисовальную школу, которую возглавляет Николай Рерих, а затем начал обучение и у Льва Бакста. В столице Шагал познакомился с авангардистскими кружками и революционерами искусства, но активного участия в их жизни не принимал и старался держаться отдельно от них. Впрочем, новые веяния наш герой всё-таки впитал, на их основе формируя собственный, неповторимый изобразительный язык.

В 1910 году депутат Госдумы Максим Винавер предложил Шагалу стипендию, которая позволила художнику отправиться в Париж. Там Моисей Шагал взял себе псевдоним «Марк» и обустроился в «Улье», большой творческой коммуне на Монпарнасе. Но даже там художник не забыл о родном Витебске, который постоянно будет возникать в его творчестве. Узнаваемый индивидуальный стиль Шагала проявился уже тогда - в Париже появляются «Голгофа», «Вид Парижа из окна», «Я и деревня» и «Автопортрет с семью пальцами».

В 1914 году художник приехал в Россию, чтобы проведать родных, но начавшаяся Первая мировая война смешала все карты - Шагалу пришлось задержаться. Однако он не терял времени зря, по знакомству освободился от военной службы и всё время посвятил искусству. В этот период родилась, пожалуй, самая известная картина Шагала - «Прогулка». В 1915 году Марк женился на Белле Розенфельд. После революции 1917 года Марк Захарович оказался в числе наиболее уважаемых художников, ему даже предложили пост заведующего ИЗО в Министерстве Искусств, однако он отказался и попросил перевода в родной Витебск. Там в 1919 году он открыл Витебское художественное училище, преподавать в которое приехали Эль Лисицкий, Юдель Пэн и Казимир Малевич.

Вскоре у художника начались проблемы: недолгая эйфория от революции сменилась во власти недоверием к инакомыслящей интеллигенции. Художник переехал в Москву, а вскоре его, по сути, сослали работать учителем живописи в подмосковную колонию для беспризорников. В 1921 году Марк Шагал навсегда покинул Россию и уехал во Францию. Однако идиллическое пребывание в Париже прервалось во Вторую мировую. К счастью, в 1941 году Нью-Йорк пригласил Шагала с семьёй к себе - подальше от нацистов. В США чета художника продолжила заниматься искусством и даже помогла Игорю Стравинскому поставить «Жар-птицу». Декорации к той постановке, кстати, сделает Пабло Пикассо.

Белла не дожила до окончания войны. В 1945 году Марк вернулся во Францию, в начале пятидесятых познакомился с «Вавой» - Валентиной Бродской (которая никак не была связана с известным поэтом Иосифом). Вместе с ней Шагал долго путешествовал по Европе. В шестидесятых Шагал переключился на монументальное искусство: по просьбе Шарля де Голля раскрасил плафон парижской Гранд Опера, сделал панно для Метрополитен-Опера и мозаику для Национального банка в Чикаго. В 1977-78 годах в честь 90-летия Шагала в Лувре выставили его работы - и это при том, что правила музея не разрешают экспонировать картины живых художников!

Автор: Денис Божинский