Что такое «Бирюзовые организации»?

726 full reads
956 story viewsUnique page visitors
726 read the story to the endThat's 76% of the total page views
2 minutes — average reading time


Время идёт, мир и общество развиваются, а человек находится в вечных поисках идеальной свободы.
В XXI веке больше
никто не хочет работать по статичному графику, никого не привлекают гарантии стабильной зарплаты и пенсии, никто не хочет подчиняться системе, по выходным пить пиво на диване, а раз в год вывозить семью отдохнуть на море.
Человек все больше познает свою целостность и индивидуальность.
Меняется человек — устаревают ранее актуальные организационные принципы. Они больше не отвечают потребностям общества, и общество начинает трансформироваться под них.

Что такое «Бирюзовые организации»?


100 000 лет назад первобытные люди существовали без лидера: когда все собирают ягоды и живут счастливо, он, кажется, не нужен. С тех пор и до наших дней организации прошли еще 6 стадий развития, каждой из которых присущи определенные модели управления, разделения труда, конкуренции и т.д.
Авторство классификации организаций принадлежит
Фредерику Лалу, партнеру McKinsey и обладателю степени MBA, который в 2014 году провёл анализ существующих на рынке компаний, «раскрасив» их в разные цвета. Все шло как по маслу, пока Лалу не наткнулся на кое-что новенькое —организации с поразительными финансовыми результатами и стремительными темпами роста, в которых свобода и личное мнение каждого сотрудника считаются высшей ценностью.
Такие компании Фредерик назвал бирюзовыми, или компаниями будущего.

Если все предыдущие организации сходны с волчьей стаей, армией, машиной и церковью, то метафора Бирюзовых — живой организм.
Люди в подобных компаниях думают о своём деле не как о механизме или роботе, а как о целостном организме с душой, способном эволюционировать без жестких дедлайнов, требований и стратегических планов.
Они построены на самоорганизации каждого самостоятельного участника большого дела, на работе в командах и поддержке менее опытных более опытными; жестких иерархий больше нет. Каждый сотрудник — личность, а не болт в системе, и должностные инструкции развиваются под человека, а не наоборот.
Миссия организации не продиктована кем-то сверху и не насаждается насильно в головы,
она сбалансированно формируется и развивается вместе с людьми, работающими в компании.

Бирюзовые организации успешно работают в любой отрасли, начиная от текстильного производства и заканчивая IT-предприятиями и медициной.
Кто-то переходит на «бирюзовые» методы полностью, кто-то внедряет их в свои компании частично. Но, в любом случае, они имеют наилучшие соответствия потребностям современного общества.

Отличный пример Бирюзовой организации — небезызвестная компания-разработчик компьютерных игр Valve, детищем которой является любимая многими Dota 2.
Внимание! В Valve просто нет руководства. Есть основатель компании, но даже он не имеет власти над сотрудниками. В организации царит полное равенство и умиротворение — каждый работник сам выбирает себе проекты и сам ими занимается.
И Россию бирюза не обходит стороной, наглядный тому пример - Сбербанк. Со слов Германа Грефа, президента Сбербанка России:
«В некоторых отделениях мы проводим эксперименты с бирюзовым подходом...Мы видим самое главное — горящие глаза у клиентов».

Чтобы перейти на «бирюзу» в компании, многого не требуется: только верить в принципы уважения, равенства, самоорганизации и развития, а также воспринимать «изменение мира» как цель, а получение больших денег - как следствие.

Автор: Карина Халилова

Feel PWR