Самый недооцененный альбом 20 века

10.02.2018

Музыкальная карьера Юджина Макдэниелса до боли похожа на карьеру другого малоизвестного певца тех лет — Терри Калье. Похожа в том плане, что после череды не особо успешных альбомов у них рождался настоящий бриллиант, но по каким-то невероятно абсурдным причинам ему не удавалось всплыть на поверхность общественного признания. В случае Юджина Макдэниелса всё решил звонок вице-президента Соединенных Штатов Америки Спиро Агню (про Терри Калье расскажу как-нибудь в следующий раз).

Начинал Юджин как и многие музыканты того времени — наслушавшись Чарли Паркера, Майлза Дейвиса и прочих гигантов 50х-60х годов, рванул петь в джазовые заведения, искать единомышленников и собирать коллективы. Нашел себе товарищей в лице саксофониста Эдди Харриса и Леса Маккэна, сочинил для них несколько композиций. Например, не поленитесь, посмотрите — вот шикарнейшее выступление Леса Маккэна и Эдди Харриса на Монтерейском фестивале в 1969 году с супер-политической лирикой Макдэниэлса «Compared to What».

Les McCan and Eddie Harris «Compared to What»

Выпустив таким образом пару песен и несколько недель повисев в топ-чартах с другими своими произведениями, например, ‘A Hundred Pounds of Clay’, Юджин совсем угорел по фанку и соулу. Выпустил альбом 'Outlaw', который забит до упора лиричными и почти всегда кричащими о социальной несправедливости текстами.

А год спустя, в 1971 году, на свет выходят «Безголовые Герои Апокалипсиса». Юджин набрал в свою команду Гэри Кинга, известному по своим работам с Идриссом Муххамадом, и членов группы Джо Завинула Weather Report — Альфонса Маузона и Мирослава Витуса.

Политическая составляющая песен никуда не делась -- Юджин кричит о том, что его побили за банку гороха в супермаркете, приравнивает ласкающий свет божественной благодати к светлому будущему, и, наконец, подытоживает это все настоящей поэмой про геноцид индейцев переселенцами из Европы. Смелая, качающаяся и невероятно грувовая запись.

Вышло всё это на студии Atlantic Records, и, как гласит красивая легенда, дальше произошло невероятное. Пластинка попала в овальный кабинет к президенту Никсону. Немного о обстановке: самый разгар Въетнамской войны, растущее недовольство граждан, уставших о милитаризма Штатов, смена политики относительно чернокожих пару лет спустя после смерти Лютера Кинга начинает набирать обороты, а тут еще какой-то пиздюк начинает нагнетать тут про истребление коренного населения и рассовую дискриминацию. Никсон был человек решительный, и что бы не творилось за закрытыми дверьми, в конце-концов вице президент США Агню Спиро позвонил в звукозаписывающую компанию и надавил на руководство. По рассказам современников, альбом пропал с прилавков практически мгновенно после своего появления. Читал отзывы на различных форумах от людей, которые когда-то услышали «безголовых героев» в 1971 году, и много лет не могли найти достойную копию для того, чтобы послушать снова.

В общем, так или иначе, запись исчезла с радаров на двадцать лет, пока переживавший золотой век хип-хоп в поисках новых сэмплов не открыл её для слушателей заново. Весь диск разорван на сэмплы, как случайно вынутая из кармана пачка жвачки в классе с десятиклассниками; Tribe called Quest, Beastie Boys, Pete Rock— только ленивый не взял оттуда что-то. Whosampled говорит, что из альбома было взято 33 сэмпла, а сколько уж точно — там сложно подсчитать.