Как подключить трёхфазный асинхронный электродвигатель к трёхфазной электрической сети 380 В?

31.03.2018

Просто ли подключить трёхфазный асинхронный электродвигатель к трёхфазной электрической сети 380 В? По моему здесь не всё так очевидно, как кажется. Четыре жилы – питающий кабель, семь болтов в клеммнике на электродвигателе, металлические перемычки. Куда что соединять, запутаться – проще простого. Да и опасное это дело.

Начнём с главного. Главное – это безопасность. Всё что нужно делать изложено в азбуке – межотраслевых правилах по охране труда (правилах безопасности) при эксплуатации электроустановок ПОТ РМ-016-2001. Если не обучен, не уверен в себе – не лезь, обратись к наставникам.

Прежде всего, скажу, что кабель с четырьмя оголёнными концами просто так болтаться не должен, даже если там нет напряжения. В соответствии с п. 4.4.2 ПОТ РМ-016-2001 при отключении нужно соединить между собой жилы кабеля и изолировать их, сделать запись в оперативном журнале, выделить эту запись красным цветом. При отключении электродвигателя желательно пометить провода и клеммы электродвигателя, например маркером или изолентой, или записать на листочек соответствие между маркировкой жил кабеля и клеммами электродвигателя, что бы при подключении не изменилось направление вращения. Это на много снизит трудозатраты при последующем подключении электродвигателя. Однако если Ваш коллега поленился это сделать, или устанавливается другой электродвигатель, или двигатель после перемотки то обязательно нужно после установки двигателя на своё место и подключения проверить направление вращения. Вероятность угадать – 50/50. При этом нужно понимать, на сколько критично для этого механизма изменение направления вращения. Здесь нужно получить консультацию у опытных коллег и почитать техническую документацию. Но в любом случае соединять вал двигателя с приводимым во вращение механизмом желательно только после того, как проверено направление вращения. При подключении нужно убедиться, что именно этот кабель должен подключаться к этому электродвигателю, что отключен автоматический выключатель, к которому подключен именно этот кабель, что напряжения после автоматического выключателя нет, кабель обесточен, автоматический выключатель не сможет включить какой-нибудь нехороший человек во время выполнения работ, заперт щит, шкаф, висит большая красная табличка «Не включать! Работают люди». Если двигатель и отключающий его автомат расположены в разных помещениях, или щит в помещении, а двигатель на улице и не видно идёт ремонт или всё нормально поставьте рядом с щитом надёжного напарника, который не допустит включения автоматического выключателя посторонними. Всё это – технические мероприятия, обеспечивающие безопасность проведения работ.

Перед подключением электродвигателя нужно убедиться в его исправности. Осмотром проверяем отсутствие механических повреждений. Рукой проверяем лёгкость вращения вала. Мегаомметром на 1000 вольт проверяем сопротивление изоляции, должно быть не менее 1 МОм. Тестером или мультиметром убеждаемся в целостности обмоток. Неплохо, при помощи LC-метра убедиться, что индуктивность обмоток одинакова.

Теперь как подключаем.

Во-первых нужно разобраться с перемычками в клеммной коробке электродвигателя. Начала и концы обмоток электродвигателя выводятся на клеммник. Имеем два ряда по три клеммы. Один ряд начала обмоток, другой – концы, причем вывод начала первой обмотки расположен напротив вывода конца второй, начало второй – напротив конца третьей, а начало третьей – напротив конца первой. Обмотки электродвигателя могут соединяться в треугольник или звезду. Соединение треугольником получим, если установим параллельно три перемычки между началами и концами обмоток. Соединение звездой получим, установив две перемычки в одну линию между началами обмоток. Какое выбираем соединение? Как правило, с завода электродвигатели приходят с перемычками, установленными для работы в сети с напряжением 380 вольт, и менять ничего не нужно, но проверить не помешает. Смотрим на шильдик электродвигателя. Там должна быть указана схема соединения обмоток и напряжение, на которое рассчитан двигатель. Может быть указан только один вариант – 380 В. В этом случае только один вариант соединения обмоток – тот что указан на шильдике. В другом случае может быть указано два напряжения, через дробь 380/220, либо 660/380 и двигатель может быть рассчитан на работу при разных напряжениях и также указывается две возможные схемы соединения обмоток. Δ/ Y, Y/Δ. Для случая 380/220 соединяем звездой, для случая 660/380 соединяем треугольником.

Во-вторых соединяем нулевой PEN проводник с корпусом электродвигателя, в клеммной коробке для этого специальный винт предусмотрен. Это нужно для обеспечения надёжного и быстрого срабатывания аппаратов защиты. После подключаем фазные проводники.

В-третьих кратковременно включаем и убеждаемся в правильности направления вращения. Если не попали – отключаем автомат, проверяем отсутствие напряжения, запираем щит, вешаем табличку, ставим напарника следить и на клеммнике меняем местами любые две фазные жилы кабеля. После этого снова кратковременно включаем и убеждаемся, что всё в порядке. Готово!