Эстонские выходные.

8 November 2019

День первый.

Только отгремел матч в Петербурге "Зенит" - "ЦСКА", впереди было 2 выходных дня, открытый шенген и нежелание сидеть дома тащили куда-то за город, а лучше за рубеж границ самой большой в мире страны. Столица сине-черно-белого государства была идеальным выбором.

Заправившись утром до полного бака, мы взяли курс на Таллин(н). Навигатор предвещал 150 км пути до Ивангорода и полное отсутствие пробок на шоссе - воскресное утро, основная масса людей еще смотрят сны, а первые трамваи везут только полусонных кондукторов по пустым остановкам. До границы было 2 часа не самых интересных пейзажей ропшинского, а далее нарвского, шоссе. Пустынные неосвещенные дороги проходили через леса, в которых, по уверениям Даши, живут маньяки и вот-вот выскочат на дорогу. Но маньяки тоже спали. По крайней мере, мы их не встретили.

В 10 часу, приехав в Ивангород и оставив машину у зеленого банка, мы направились к пешеходному пункту пропуска. Здесь стоит отметить, что это не единственный путь в Эстонию. Южнее по реке есть пункт пропуска Парусинка - он только для граждан Эстонии/России - там нет DutyFree, нет TaxRefund и естественно там только зеленый коридор, а также он не круглосуточный. Подойдя к границе, мы встали в очередь из таких же желающих вдохнуть европейского воздуха людей, обсуждающих местное кафе и местных бомбил, расположившихся рядом. Прохождение российской границы заняло порядка 25 минут, ничего необычного - очередь, документы, штамп. Потом движение по коридору, на выходе из которого тебя провожает красно-зеленый столбик и за мостом - Европа. Эстонская таможня прошла еще быстрее - пять окон, где тебя спросят куда и насколько ты едешь, поставят штамп и откроют магнитную дверь в свою страну.

Оказавшись в Нарве мы отключили интернет на своих телефонах, теперь мы в роуминге, хоть и в 200 метрах от России, и двинулись в сторону железнодорожной станции. Большинство людей выбирают автобус, но я люблю поезда ("Это видимо с детства" гр. СерьГа). До отправления элрона (эстонские электрички и дизельпоезда) оставалось менее часа, но Дашин айфон утверждал иное. И тут мы вспомнили, что в Европе перевели время и у нас есть еще лишний час. Пройдя по улице Александра Пушкина, зайдя в местный магазинчик за завтраком мы пришли на станцию, где уже стоял российский поезд Москва-Таллин.

Станция Нарва.
Станция Нарва.
Поезд Нарва-Таллинн. Но вез нас не этот:(
Станция Нарва.

На станции нет ничего, кроме пограничного контроля и туалетов, кстати платных - 0,40 евро. Билеты на элрон можно приобрести на сайте - elron.ee или в самом поезде. Wifi на станции тоже нет, поэтому или позаботься об этом заранее, либо купи в поезде. У кондуктора билет на пару евро дороже. Но есть хитрость - в поезде есть бесплатный wifi - я успел купить билет на сайте в поезде, хотя оставалась одна минута до конца продажи - в первый класс прекращается за 30 минут до отправления, в остальной за 10 минут. Нам повезло:) В первом классе ты гарантировано займешь сидячее место, во втором - как повезет. Нарва - конечная станция, покупать билет в первый класс нет особого смысла - ты и так без проблем займешь сидячее место. Показав контролеру qr-код билета, пришедший на почту, мы сели друг напротив друга, заняли две розетки и готовились смотреть в окно новую для нас страну. До Таллина оставалось ехать менее 3-х часов.

Это Даша(путешественница:)).
Это Даша(путешественница:)).

Элрон очень похож на нашу "Ласточку", наверняка они дальние родственники. Удобные кресла, биотуалет, специальные места для велосипедов, интернет и прибытие в центр города - делают элрон отличным способом путешествия по Эстонии. Здесь стоит отметить, что элрон - это вообще название компании, мне оно понравилось и теперь поезда в Эстонии я всегда так называю. Ты можешь придумать свое:)

Балтийский вокзал Таллина встречает дождем и по размерам напоминает Балтийский вокзал Петербурга. Вокзал находится в центре города и maps.me показывает что идти до информационного центра за TallinCard порядка 15 минут. Туда и направляемся. Спускаясь в подземный переход я думаю - сегодня поездка в Таллин - это событие: едешь в Европу, нужна виза, валюта, роуминг - а раньше это была одна страна и поехать в Москву или Таллин - практически одно и то же. За этим размышлением нас встречает памятная доска Борису Ельцину - за вклад в независимость Эстонии.

Борис Николаевич.
Борис Николаевич.

Примерно тут же начинался старый город - брусчатая мостовая, узкие улочки и ратуши. Атмосфера соответствующая - чувствуешь что попал на 500 лет назад.

Перейдя Ратушную площадь мы дошли до Туристического центра, где купили TallinCard на 24 часа и взяли карту города с отмеченными достопримечательностями. TallinCard нам обошлись в 52 евро - в большинство музеев бесплатный вход и бесплатный проезд на общественном транспорте. Стоит или нет покупать карту - уточняйте на сайте, там есть удобный калькулятор, который подскажет, сколько ты сэкономишь с ней. Нам было выгодно.

Улочки старого города
Улочки старого города
Ратушная площадь
Улочки старого города
Улочки старого города

Первый музей в который мы отправились - Бывшие камеры КГБ на Пагари. Впечатляющее место, куда отправляли людей, боровшихся за независимость Эстонии, где их пытали и допрашивали и в подавляющим большинстве случае у всех была одна статья - 58 - контрреволюционная деятельность. Маленькие бетонные мешки, со складными нарами, допросная комната, шкаф, в котором пытали заключенных - напоминает туристам и жителям города - какой ценой Эстонии досталась независимость. Смотритель музея, девушка с характерной эстонской внешностью, приветливо говорила с нами на русском, очевидно не родном для нее, языке. Не смотря на все стереотипы о плохом отношении к русским в Эстонии, я не встретил ни одного такого человека в Эстонии, возможно нам повезло, но думаю, что таких людей очень мало.

Вход в музей.
Вход в музей.
Коридоры
Вход в музей.
Камера и фотографии людей, побывавших в этих местах.
Вход в музей.

Дальше, пройдя по мостовой до остановки общественного транспорта, мы направились к Таллинской телебашне (Teletorn). Башня находится в отдалении от старого города - несколько остановок на трамвае и 15 минут на автобусе. Наверное самое интересное место по моему мнению. Башня создавалась по проекту трубы завода, а высота башни -314 метров, об этом рассказывают фотографии и описание в холле, перед скоростными лифтами. На 21 этаже башни находится смотровая площадка с панорамным остеклением, к сожалению фото не передают действительной красоты видов, открывающихся из этих окон. В полу есть люки, по умолчанию они замутнены, но нажав на кнопку в полу рядом, становятся прозрачными - не рекомендуется людям с акрофобией. Этажом выше располагается ресторан и выход на балкон телебашни - закрытое сеткой пространство на крыше. Летом есть возможность прогуляться и посидеть на самом краю, естественно со страховкой.

Teletorn.
Teletorn.
Панорамный вид на Таллин
Teletorn.
Иллюминатор вниз.
Teletorn.
Открытый край.
Teletorn.

Насмотревшись на город с высоты птичьего полета, мы спустились на первый этаж и пошли в сторону автобусной остановки - нас ждал последний на сегодня музей Лётная гавань или Эстонский морской музей. Ехать до него было не очень близко и закрывался он через 2 часа, но нам опять повезло и мы успели до закрытия. В музеи выставленны настоящая подводная лодка «Лембит», столетний ледокол «Суур Тылль», гидросамолет Short 184, остов самого старого эстонского корабля. Много интерактивных вещей - можно испытать на себе штормовой ветер до
15 м/с, поуправлять мини-корабликами, посмотреть короткометражные фильмы, связанные с морем и историей Эстонии. В уличной экспозиции находится ледокол и много других кораблей, на которых можно пройтись по палубе, а на ледоколе и спуститься внутрь. Для меня самое интересное в этом музее было посещение подводной лодки Лембит - смогли увидеть торпедные аппараты, центральный отсек, кают-компанию, места радистов и места где отдыхали подводники. Многое можно потрогать и покрутить. Рекомендовано к посещению:)

Общий вид внутренней части музея.
Общий вид внутренней части музея.
Общий вид внутренней части музея.
Подводная лодка "Лембит"
Общий вид внутренней части музея.
Кают-компания в "Лембите"
Общий вид внутренней части музея.

После музея, мы перекусили в Subway и уставшие поехали на автобусе в хостел. Разговаривать уже не было сил - каждый переваривал полученные впечатления. Нас ждал милый уютный номер, где помещалась только кровать, а остального в принципе и не нужно было.

День второй.

Проснувшись и умывшись, мы попрощались с хозяйкой хостела и поехали к старому городу - остались не осмотренными крепостные стены и башни старого города. По пути заскочили перекусить в ближайший торговый центр.

12 евро за все.
12 евро за все.

Получилось не перекусить, а плотно поесть на весь день. Добравшись до Площади Свободы, мы планировали посетить башню и музей Кик-ин-де-Кёк. К сожалению в тот день она была закрыта и мы осматривали ее окрестности - сад датского короля, церковь и музей Нигулисте.

Площадь Свободы
Площадь Свободы
Площадь Свободы
Сад датского короля.
Площадь Свободы
Площадь Свободы
Площадь Свободы

Следующей на очереди была Крепостная стена. Поднявшись по винтовой железной лестнице мы вышли на каменную стену. Отсюда хорошо просматривались маленькие переулки старого города. Интересно было наблюдать, как со старинными музейными зданиями живут простые эстонцы. Рядом была школа, где шли занятия, можно было разглядеть что ребенок пишет в тетради. Жилые 2-3 этажные дома были буквально через крышу.

Крепостная стена.
Крепостная стена.
Крепостная стена.
Крепостная стена.

Пройдя по всей стене и посетив все этажи башен, подъемы к которым были тяжелы из-за высоких ступенек и пару раз я думал, что могу застрять там ("Потому что у кого-то слишком узкие двери "Винни-пух:)) - мы успевали подняться по лестнице Пакули и посетить одноименную смотровую платформу. Поднимаясь по этой высокой лестнице, в голове звучало стихотворение: "Я узнал, что у меня есть огромная семья...", как у героя Сергея Бодрова в Брат-2. Но вид был очень красив и уступал только телебашне.

Железнодорожное кафе.

До поезда оставалось немного времени - сходить на местный рынок у вокзала. Как и любом рынке, здесь тебя встречают бабушки с овощами и ягодами. Я купил немного малины за 2,5 евро - вкусные и огромные ягоды. Также немного крафтового сыра, который и стал нашим обедом, так как я вспомнил, что в Россию можно ввозить молочные продукты только в заводской упаковке. Рисковать не хотелось и сыр был съеден вместе с виноградом, купленным тут же. Обходя вокзал с другой стороны, нам встретилось место, бывшее железнодорожное депо, которое придется по вкусу любителям этого вида транспорта - кафе из вагонов, но посетить его уже не было времени. Оставили на следующий раз. Выйдя на перрон мы увидели поезд, который уже ждал желающих отправиться в Нарву этим вечером. Было уже темно и в окно поезда смотреть было менее интересней, чем днем ранее. По мере приближения к Нарве, народу в вагоне становилось все меньше. По прибытию, пройдя вчерашнем маршрутом в обратном направлении мы, мы оказались на границе двух государств. Прохождение обоих границ заняло от силы 20 минут. Это были отличные эстонские выходные!