«Казнь Джей Грей». Утерянная на полвека.

20.03.2018

«Казнь Джейн Грей» - историческое полотно Поля Делароша, написанное в 1833 году и впервые выставленное на Парижском салоне 1834 года.

Поль Деларош (1797-1856) - французский исторический живописец, представитель академизма.

СЮЖЕТ КАРТИНЫ
12 февраля 1554 года королева Англии Мария Тюдор казнила заточённую в Тауэре претендентку, «королеву на девять дней» Джейн Грей и её мужа Гилфорда Дадли.

Утром на Тауэр-Хилл был публично обезглавлен Гилфорд Дадли, затем во внутреннем дворике Тауэра, у стен церкви Святого Петра, обезглавили Джейн Грей.

По преданию, перед казнью Джейн дозволили обратиться к узкому кругу присутствовавших и раздать немногие оставшиеся при ней вещи своим спутникам.

В последний момент, после того, как палач по традиции попросил у жертвы прощения, силы покинули Джейн. С завязанными глазами она потеряла ориентацию и не смогла самостоятельно найти дорогу к плахе: «Что теперь делать? Где она [плаха]?». Никто из спутников не решился подойти к Джейн, и к плахе её привёл случайный человек из толпы.

Поль Деларош (1797-1856) «Казнь Джей Грей» 1833; 
холст, масло. 246х297 см; 
Лондонская Национальная галерея
Поль Деларош (1797-1856) «Казнь Джей Грей» 1833; холст, масло. 246х297 см; Лондонская Национальная галерея

Именно этот момент предсмертной слабости запечатлён на картине Делароша. Художник намеренно отступил от хорошо известных исторических обстоятельств казни, изобразив не открытый дворик, а мрачное подземелье Тауэра. Джейн одета в белое - что совершенно невероятно для XVI века; в действительности она была одета в те же простые чёрные одежды, что и на суде в ноябре 1553 года. Две женщины, рыдающие слева у стены — прислуживавшие Джейн и присутствовавшие при казни Элизабет Тилни и её родственница «леди Аллан» (или «Эллен»), полное имя которой не сохранилось. Человек в мехах, сопровождающий Джейн - не легендарный «человек из толпы», а реальный тюремщик Джон Бриджес. Имя палача осталось неизвестным.

СОЗДАНИЕ КАРТИНЫ
«Казнь Джейн Грей» была написана в период, когда академическое искусство Франции шло по «среднему пути» между классицизмом и романтизмом, а «исторический жанр» большого полотна, впервые заявивший о себе на Салоне 1833 года, только входил в моду. Деларош уже считался признанным мастером: в 1833 году он стал профессором Школы изящных искусств и принял руководство художественной студией и школой своего учителя Антуана Гро. Ученики Делароша, скорее всего, участвовали в создании «Казни Джейн Грей», но об этом не сохранилось ни документальных свидетельств, ни каких-либо следов на самом полотне. Заказчиком полотна, вероятно, был его будущий владелец Анатолий Демидов, заплативший в 1834 году за картину восемь тысяч франков.

В соответствии с академическим каноном Деларош, изучив предмет будущей картины, начал с эскизной проработки её композиции, затем выполнил детальные рисунки главных действующих лиц, выверив на бумаге их позы и выражения лиц, а затем перенёс их очертания с бумаги на холст.

Первый из сохранившихся эскизов Делароша датирован 1832 годом. Его главное отличие от законченной картины — в цвете: картина написана в сочных, тёплых цветах, в эскизе они сосуществуют с холодными зелёным и тёмно-синими пятнами.

Этюд к картине «Казнь Джей Грей» 1832; 
акварель и белила на бумаге. 18х20 см; 
Whitworth Art Gallery, Манчестер, Великобритания
Этюд к картине «Казнь Джей Грей» 1832; акварель и белила на бумаге. 18х20 см; Whitworth Art Gallery, Манчестер, Великобритания

Композиция же эскиза весьма близка к законченной картине, за исключением рисунка интерьера и фигуры палача. В этюде интерьер - не готический, а романский; палач держит не топор, а меч. Вероятно, Деларош воспроизвёл в этюде легенду о казни Анны Болейн, а затем вернулся к историческому описанию казни Джейн Грей.

Анализ последовательности эскизов показывает, что Деларош уже в самом начале определился с фигурами камеристок и тюремщика (их рисунки, предназначенные для переноса на холст, хранятся в Лувре и в Британском музее), а затем сосредоточился на фигуре Джейн, вслепую ищущей путь на плаху, и на трактовке образа палача. Моделью Джейн, предположительно, послужила актриса «Комеди Франсэз» Анфис Обер («мадемуазель Анаис»).

ЗАБВЕНИЕ И ВОЗВРАЩЕНИЕ
После смерти Анатолия Демидова в 1870 году картину приобрёл коллекционер Генри Итон, барон Чейлзмор (1816-1891). В декабре 1902 года, в соответствии с завещанием его сына Уильяма Илона (1841-1902), «Казнь Джейн Грей» перешла во владение филиала Национальной галереи в Миллбэнке (галерея Генри Тейта, ныне Тейт Британия), специализировавшегося на современном зарубежном искусстве. К этому времени интерес к академической живописи давно иссяк, и полотно Делароша не представляло особой ценности для кураторов. Поначалу «Джейн Грей» периодически выставляли, затем немодную картину убрали в запасники музея.

В январе 1928 года подвалы галереи затопила разлившаяся Темза. Спасатели и реставраторы сосредоточили усилия на восстановлении ценнейших, по меркам того времени, работ - четырнадцати картин Тёрнера и тысяч повреждённых графических листов.

Академические полотна Делароша и Джона Мартина в первоочередной список не попали и восстановлены не были. Два года спустя кураторы музея докладывали, что эти картины «вряд ли будут когда-нибудь признаны ценными с художественной точки зрения».

«Джейн Грей» оставили в подвале и забыли, а в 1959 году официально признали утраченной.

Весной 1973 года куратор галереи Тейт Кристофер Джонстон, разыскивавший материалы для диссертации о современнике Делароша Джоне Мартине, убедил реставраторов галереи развернуть для просмотра свёрнутые холсты, десятилетиями пылившиеся под рабочими столами. Один из них оказался «утраченной» «Гибелью Помпей» Мартина, другой - «Джейн Грей» Делароша. Несмотря на все невзгоды, по словам Джонстона, картина в целом была «в достойном состоянии».

Повреждённая картина после расчистки, но до реставрации. Фотография 1973 г.
Повреждённая картина после расчистки, но до реставрации. Фотография 1973 г.

В 1975 году отреставрированная картина была вновь выставлена в Национальной галерее.

Никто из организаторов первой выставки картины после её реставрации не мог тогда и рассчитывать, что академическое полотно будет способно привлечь массы зрителей.

Куратор выставки оправдывался в прессе: «Я вовсе не преследую цели реабилитировать Делароша. Единственное, чем он может заинтересовать наше поколение - это вопросом о том, что же сделало его таким популярным в его время…».

К удивлению профессиональных искусствоведов «Казнь Джейн Грей» стала одним из самых популярных экспонатов Национальной галереи.




Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Картинные Истории

11.03.2018