Александр Невский на картине Энгра

Жан Огюст Доминик Энгр - французский художник, живописец и график, общепризнанный лидер европейского академизма XIX века.

Прославленный Давид называл его одним из лучших своих учеников, но сам Энгр считал своим истинным учителем Рафаэля, утверждая, что после Рафаэля искусство выбрало неверный путь, и лучшее, что можно сделать - вновь начать с Ренессанса, перечеркнув всё бывшее после него.

За редкими исключениями произведения Энгра посвящены мифологической и литературной тематике, а также истории античности, истолкованной в эпическом духе.

Искусство Энгра - цельное по стилю, но очень неоднородное типологически, и потому по-разному оценивалось современниками и потомками.

В российских собраниях работ есть всего два полотна Энгра - портрет графа Гурьева в Эрмитаже и московская «Мадонна перед чашей с причастием».

Жан Огюст Доминик Энгр (1780-1867) «Портрет графа Николая Дмитриевича Гурьева» 1821; 
холст, масло. 107×86 см; 
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Жан Огюст Доминик Энгр (1780-1867) «Портрет графа Николая Дмитриевича Гурьева» 1821; холст, масло. 107×86 см; Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

На первый взгляд, эта Мадонна кажется произведением начала XVI века, случайно заблудившимся среди более поздних полотен - настолько старомоден её стиль, настолько мощно в ней цитируются мастера Возрождения.

Жан Огюст Доминик Энгр (1780-1867) «Мадонна перед чашей с причастием» 1841; 
холст, масло. 116×84 см; 
Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва.
Жан Огюст Доминик Энгр (1780-1867) «Мадонна перед чашей с причастием» 1841; холст, масло. 116×84 см; Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва.

«Мадонна перед чашей с причастием» написана в 1841 году по заказу наследника русского престола - будущего императора Александра II.

По желанию заказчика Энгр написал по сторонам Богородицы двух почитаемых в России святых - Николая Угодника и Александра Невского, которые вдобавок были святыми покровителями императора Николая I и цесаревича.

Композиция картины полна символических деталей - расположение предметов на столе соответствует расположению фигур за ним: Мадонне - чаша с просфорой, а свечи в подсвечниках - святым Николаю и Александру Невскому. Мадонна, как мать Иисуса Христа, представляет женское начало, символизируемое формой просфоры; святые, олицетворяющие мужское начало, выражены в вертикальных подсвечниках.

Оригинально решена и проблема освещения фигур: свет, озаряющий лик Мадонны, исходит извне, а не от пламени свечей. Эта картина в России была раскритикована как католическая по духу; действительно, застывшие позы и канонические цвета прямо соотносятся с католической церковной иконографией.

В целом, композиция картины напоминает поздние произведения Рафаэля. Сходство с вышедшей из его мастерской «Мадонной с канделябрами» прослеживаются и в демонстративно симметричной композиции, и в характерных пропорциях отрешенного лица богоматери, не говоря уж о прямой цитате - паре подсвечников.

Рафаэль Санти (1483-1520) «Мадонна с канделябрами» 1514; 
доска, масло. 65×65 см; 
Художественный музей Уолтерса, Балтимор.
Рафаэль Санти (1483-1520) «Мадонна с канделябрами» 1514; доска, масло. 65×65 см; Художественный музей Уолтерса, Балтимор.

Впрочем, с тем же успехом в «Мадонне с чашей» можно найти и самоцитирование - её поза практически повторяет позу мадонны из «Обета Людовика XIII», которую художник написал в 1824 году.

Жан Огюст Доминик Энгр (1780-1867) «Обет Людовика XIII» 1824; 
холст, масло. 421×262 см; 
Собор Вознесения Девы Марии, Монтобан, Франция.
Жан Огюст Доминик Энгр (1780-1867) «Обет Людовика XIII» 1824; холст, масло. 421×262 см; Собор Вознесения Девы Марии, Монтобан, Франция.

Энгр в дальнейшем создал несколько повторений московской картины, воссоздающих как строгое следование канонам классицизма, так и рафаэлевского прообраза.

Жан Огюст Доминик Энгр (1780-1867) «Мадонна со святыми» 1852; 
холст, масло. 40×33 см; 
Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США.
Жан Огюст Доминик Энгр (1780-1867) «Мадонна со святыми» 1852; холст, масло. 40×33 см; Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США.

Жан Огюст Доминик Энгр (1780-1867) «Мадонна с ангелами» 1866; 
холст, масло. 78×67 см; 
Музей Бонна-Эллё, Байонна, Франция.
Жан Огюст Доминик Энгр (1780-1867) «Мадонна с ангелами» 1866; холст, масло. 78×67 см; Музей Бонна-Эллё, Байонна, Франция.






Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Картинные Истории

10.03.2018