Найти в Дзене

«Боярский цикл» Константина Маковского

Творчество и жизнь Константина Маковского (1839-1915), одного из самых талантливых отечественных живописцев второй половины XIX столетия, весьма многогранны. Однако прежде всего у широкого круга зрителей представление о нем связано с яркими картинами из жизни патриархальной Руси.

Художник стал создателем совершенно особого предметно-образного стиля, воплощенного в полотнах так называемого боярского цикла (1880–1900-е годы), столь самобытного и убедительного, что эти картины знают в различных странах.

По мнению одного из критиков начала ХХ века, Константин Маковский "…открыл красоту в древнерусской старине и воспроизвел ее перед нами в бесчисленных картинах из древнерусской и боярской эпох. Он - вдохновенный певец эпохи, в которой так много своеобразной прелести и живой колоритности, позабытой и умершей, но воскрешенной талантливым художником. Маковский - поэт-историк, живой и вдохновенный комментатор Забелина и Соловьева. Одному его «Боярскому пиру» мы более обязаны русской стариной, чем десяткам учебников".

Константин Маковский «Боярский свадебный пир» 1883; холст, масло. 236×391 см; Музей Хиллвуд, Вашингтон, США.
Константин Маковский «Боярский свадебный пир» 1883; холст, масло. 236×391 см; Музей Хиллвуд, Вашингтон, США.

«Боярский свадебный пир» - первое большое полотно Маковского, открывшее череду картин боярского цикла. Свадебная обрядность представлена художником в соответствии с популярными представлениями того времени. Сводчатые комнаты напоминают огромные чертоги, заполненные причудливой заморской посудой, золотом и серебряными кубками и кружками разнообразных форм, что вынимались в этот день из прадедовских сундуков. Художник изобразил один из важнейших моментов свадебного пира - внесение традиционного блюда «Лебедь», которым обыкновенно заканчивалось угощение.

Маковский был самым дорогим живописцем своего времени в России, при разговорах о его доходах завистливо вздыхали Репин и Суриков.

Первый и главный среди галеристов того времени Павел Третьяков купил у Сурикова знаменитое «Утро стрелецкой казни» за 8 000 рублей. И это были очень большие деньги.

Но Маковский просил у Третьякова за свой «Боярский свадебный пир в XVII веке» ни много ни мало 20 000, и это была нормальная цена за его работу. Третьякову такие расценки оказались не по карману, и «Пир» ушел к американскому ювелиру Шуману за... 60 000. При этом ювелир был просто счастлив, заказал еще одно полотно - «Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем» - и начал выпускать в США открытки с картинами Маковского.

Константин Маковский «Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем» 1886; холст, масло. 300×450 см; Музей искусств, Понсе, Пуэрто-Рико.
Константин Маковский «Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем» 1886; холст, масло. 300×450 см; Музей искусств, Понсе, Пуэрто-Рико.

Мировая слава Маковского была настолько велика, что именно его американцы пригласили написать первый президентский портрет Теодора Рузвельта. В России завистники называли его поверхностным художником, не желающим "копать вглубь", но и они не могли отрицать гениальности легкой руки конкурента.

Сын художника вспоминал, что, работая над чьим-нибудь портретом, отец успевал сделать его практически целиком уже за первый сеанс позирования. Но, чтобы его не заподозрили в халтуре, вынужден был еще месяц "доделывать" полотно.

При этом Маковский был "актуальным" автором. Это он ввел в конце XIX столетия моду на старину. Его боярский цикл, который называли учебником русского быта, был сверхпопулярен в царской России, но попал под идеологический пресс после революции.

Сам Маковский был объявлен "вредным" художником (потому-то он и оказался забыт), его работы были распиханы по запасникам, а потом раздаривались дружественным зарубежным вождям. Так несколько полотен достались от щедрот даже индонезийскому президенту Сукарно, сегодня они составляют гордость местной государственной картинной галереи.

- Лучшие красавицы наперебой позировали мне. Я зарабатывал громадные деньги и жил с царственной роскошью. Успел написать несметное количество картин, - писал сам Маковский. - Я не зарыл своего Богом данного таланта в землю, но и не использовал его в той мере, в которой мог бы. Я слишком любил жизнь, и это мешало мне всецело отдаться искусству.

Погиб художник вполне в духе наступившего XX века - в результате ДТП. Летом 1915 года повозка, на которой он ехал по Питеру, столкнулась с трамваем. Маковский сильно ударился головой, и медики, несмотря на несколько операций, не смогли его спасти.

Константин Маковский «Под венец» 1884; холст, масло. 136×184 см; Серпуховский художественно-исторический ​музей.
Константин Маковский «Под венец» 1884; холст, масло. 136×184 см; Серпуховский художественно-исторический ​музей.
Константин Маковский «Поцелуйный обряд (Пир у боярина Морозова)» 1885; холст, масло. 330×500 см; Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Константин Маковский «Поцелуйный обряд (Пир у боярина Морозова)» 1885; холст, масло. 330×500 см; Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

На сюжет из повести А.К.Толстого "Князь Серебряный".
Поцелуйный обряд - старинный русский обряд чествования гостей. Поцелуйный обряд появился в России не ранее XVII века. После окончания застолья к гостям выходила жена или дочь хозяина дома, подносила гостям чарку напитка, и получала от гостя поцелуй в щёку.

Константин Маковский «Боярыня у окна» 1885; холст, масло. 174×117 см; Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля.
Константин Маковский «Боярыня у окна» 1885; холст, масло. 174×117 см; Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля.
Константин Маковский «Чарка мёда» 1910; холст, пастель. 91×72 см; Частное собрание.
Константин Маковский «Чарка мёда» 1910; холст, пастель. 91×72 см; Частное собрание.
Константин Маковский «За чаем» 1914; холст, масло. 75×64 см; Ульяновский областной художественный музей.
Константин Маковский «За чаем» 1914; холст, масло. 75×64 см; Ульяновский областной художественный музей.



Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Картинные Истории

16.02.2018

Рекомендуем почитать
Документы, вакансии и контакты