Эрмитаж на почтовых марках

Почта СССР в период с 1982 по 1985 год выпустила несколько серий почтовых марок под общим названием «Шедевры Государственного Эрмитажа».

Всего было выпущено 6 серий - «Рембрандт», «Итальянская живопись», «Немецкая живопись», «Английская живопись», «Французская живопись», «Испанская живопись».

Каждая серия состоит из пяти марок и одного блока.


«Шедевры Государственного Эрмитажа» серия «Итальянская живопись»

Доменико Фетти (1589-1623) «Портрет актера» 1621-22;
холст, масло. 105x81 см; 
Поступил в 1772 г. Приобретен из собрания Л.-А.Кроза, барона де Тьера в Париже.
Доменико Фетти (1589-1623) «Портрет актера» 1621-22; холст, масло. 105x81 см; Поступил в 1772 г. Приобретен из собрания Л.-А.Кроза, барона де Тьера в Париже.




Пьетро Перуджино (около 1450-1523) «Святой Себастьян» 1493-94; дерево(липа), темпера, масло. 54x40 см; 
Поступил в 1910 г. Приобретен из собрания маркизы Н.В.Кампанари в Риме.
Пьетро Перуджино (около 1450-1523) «Святой Себастьян» 1493-94; дерево(липа), темпера, масло. 54x40 см; Поступил в 1910 г. Приобретен из собрания маркизы Н.В.Кампанари в Риме.
Святой Себастьян - римский воин, служивший в личной гвардии императора Диоклетиана. За верность учению Христа по приказанию императора он был подвергнут казни: солдаты привязали его к столбу и стреляли в него, как в мишень, из луков. Итальянские мастера часто изображали фигуру пронзенного стрелами Себастьяна в рост: их привлекало не столько изображение сцены казни, сколько возможность показать красоту обнаженного тела. На картине Перуджино показана лишь верхняя часть фигуры юноши, которая написана с большим мастерством светотеневой моделировки. Прекрасное лицо Себастьяна не выражает страдания, в устремленном к небу взгляде - только погруженность в молитву. Творчеству Перуджино, крупнейшего умбрийского художника конца XV в., драматизм был чужд. На стреле, пронзившей шею святого, живописец золотом вывел свое имя.




Тициан (1485-1576) «Даная» около 1554; холст, масло. 120x187 см; 
Поступил в 1772 г. Приобретен из собрания Л.-А.Кроза, барона де Тьера в Париже.
Тициан (1485-1576) «Даная» около 1554; холст, масло. 120x187 см; Поступил в 1772 г. Приобретен из собрания Л.-А.Кроза, барона де Тьера в Париже.
Сюжеты из античных мифов занимают значительное место в творчестве Тициана. К истории Данаи, дочери аргосского царя Акрисия, художник обращался неоднократно. Оракул предсказал Акрисию смерть от руки внука и царь обрек на безбрачие свою единственную дочь. Он приказал запереть ее в башню (по другой версии - в подземелье), но верховный бог Зевс, плененный ее красотой, проник к ней в образе золотого дождя. В картине Тициана лицо Зевса появляется в просвете облаков, с небес сыплются золотые монеты, изумленная служанка торопится поймать их в подставленный фартук. Но Даная спокойна. Она прекрасна как олимпийская богиня, и как богиня без удивления, без суеты, без подобострастия принимает как должное знак небесной любви. Ее лицо запрокинуто и наполовину погружено в прозрачную полутень. Об охватившем ее сладком томлении "говорит" не лицо, а тело. Прозрачными, "вплавленными" друг в друга мазками Тициан передает его нежную упругость, тепло золотистой кожи, розовеющие колени и ступни. Тускло-красные, ржавые, сиреневатые, песочные тона в изображении пейзажа и занавеса, многообразные оттенки зеленовато-коричневого в одежде служанки рождают ту неповторимую колористическую гармонию, которую поэт и художник М.Волошин называл "осенней и медной".




Корреджо (Антонио Аллегри) (1489-1534) «Женский портрет» 1518-19; холст, масло. 103x87 см; 
Поступил в 1925 г. Передан из собрания Юсуповского дворца-музея в Ленинграде. 
Происходит из собрания Юсуповых.
Корреджо (Антонио Аллегри) (1489-1534) «Женский портрет» 1518-19; холст, масло. 103x87 см; Поступил в 1925 г. Передан из собрания Юсуповского дворца-музея в Ленинграде. Происходит из собрания Юсуповых.
Антонио Аллегри, прозванный по месту рождения Корреджо, более всего известен как мастер фресковой живописи и алтарных картин с изображением Мадонны и святых. К портретному жанру он обращался очень редко. Эрмитажное полотно подписано мастером и относится к числу лучших картин итальянского собрания музея. Неизвестная дама изображена под сенью лавра, символизирующего ее поэтическое дарование. Строгая композиция и благородное сочетание белых, коричневых, темно-зеленых и синих цветов подчеркивают холодную красоту ее лица. На даме траурное платье. Коричневое платье и веревочный пояс говорят о ее причастности к ордену францисканцев. Надпись внутри серебряной чаши расшифрована как неполная цитата из "Одиссеи" Гомера. Строки относятся к моменту, когда Елена подает Телемаху чашу с вином, содержащим снадобье, разгоняющее печали. Ствол дерева, обвитый плющом, символизирует вечную любовь и супружескую верность. По одной из версий на портрете представлена Джиневра Рангоне, супруга Джангалеаццо да Корреджо (овдовела в 1517 г.), которая принадлежала к ордену францисканцев. По другому предположению - это Вероника Гамбара (1485-1550), жена правителя города Корреджо Джиберто, умершего в 1518 г.




Доменико Каприола (1494-1528) «Мужской портрет (Автопортрет)» 1512; холст, масло. 117x85 см;
 Поступил в 1772 г. Приобретен из собрания Л.-А.Кроза, барона де Тьера в Париже.
Доменико Каприола (1494-1528) «Мужской портрет (Автопортрет)» 1512; холст, масло. 117x85 см; Поступил в 1772 г. Приобретен из собрания Л.-А.Кроза, барона де Тьера в Париже.




Франческо Мельци (1493-1570) «Флора» около 1520; холст (переведена с дерева), масло. 76x63 см; 
Поступил в 1850 г. Приобретен на аукционе собрания короля Виллема II в Гааге.
Франческо Мельци (1493-1570) «Флора» около 1520; холст (переведена с дерева), масло. 76x63 см; Поступил в 1850 г. Приобретен на аукционе собрания короля Виллема II в Гааге.
Автор "Флоры", Франческо Мельци, - любимый ученик Леонардо да Винчи, последовавший за ним во Францию и оставшийся рядом с великим мастером до конца его жизни. Картины Мельци в музеях мира чрезвычайно редки. По манере исполнения "Флора" напоминает призведения Леонардо: та же мягкая прозрачная светотень-сфумато, моделирующая форму, изысканная сдержанность цветового решения, легкая полуулыбка, таящаяся в углах губ героини. В античной мифологии Флора - супруга бога западного ветра Зефира и мать всех растений. Она - та, которая питает и дает жизнь, и потому изображена с обнаженной грудью. Камни таинственного грота, в котором она находится, покрыты разнообразными травами и цветами. Грациозно повернув голову, Флора рассматривает аквилегию - цветок, олицетворяющий плодородие.




Почтовые марки данной серии выпускались в листах 4х4 и 5х5 и состояли из 15 и 24 марок соответственно и одного купона, расположенного в правом верхнем углу листа.
На полях листа напечатан год выпуска и шестизначный номер.

На листах 4х4 год выпуска и шестизначный номер напечатан один раз, дополнительно напечатана надпись «Государственный Эрмитаж».

На листах 5х5 год выпуска и шестизначный номер напечатаны четыре раза.





Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Картинные Истории

09.03.2018