«Февральская лазурь»

Картину «Февральская лазурь» Игорь Грабарь писал из специально для этой цели прорытой в снегу траншеи. И это не метафора, Грабарь в буквальном смысле забирался в траншею с мольбертом и принимался за работу.
Только так, на его взгляд, получалось отобразить устремленные ввысь березы, по-настоящему бесконечное высокое небо и нужный в данном случае автору низкий горизонт.

«Траншейный» способ здесь он применил впервые, использовал его и после.
В автомонографии «Моя жизнь» Грабарь пишет, что открытие метода было случайностью: «Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на нее, я уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба».

«Февральская лазурь» 1904; холст, масло. 141х83 см; Государственная Третьяковская галерея, Москва.
«Февральская лазурь» 1904; холст, масло. 141х83 см; Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Грабарь очень любил писать зиму - зима с ее искрящимся снегом, кружевным инеем, отблесками солнца и белизной вдохновляла его, как никакие иные виды.
«Праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу», – так сам художник описал то, что ему хотелось передать в своей «Февральской лазури».

Взгляд «из траншеи» позволяет увеличить пространство картины ввысь и раскрыть множество тонов неба, от совсем светлого внизу до кобальтового в верхней части картины. Грабарь написал «Февральскую лазурь» на натуре за две недели. Работал он практически без перерыва и сам считал эту свою картину важнейшим этапом. «Я чувствовал, что удалось создать самое значительное произведение из всех до сих пор мной написанных, наиболее свое, не заимствованное, новое по концепции и по выполнению», – это всё о ней, о «Февральской лазури».


Игорь Грабарь (1871-1960) - русский советский живописец, реставратор, искусствовед, теоретик искусства, просветитель, музейный деятель, педагог, профессор.



Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Картинные Истории

06.02.2018