Художница-феминистка эпохи барокко

10.04.2018

Артемизия Джентилески (1593-1653) - итальянская художница эпохи барокко, дочь живописца Орацио Джентилески, первая женщина, избранная в члены Академии живописного искусства во Флоренции.

Артемизия Джентилески  (1593-1653) «Автопортрет в образе святой Екатерины»
1610-е; холст, масло. 71х71 см; Частное собрание.
Артемизия Джентилески (1593-1653) «Автопортрет в образе святой Екатерины» 1610-е; холст, масло. 71х71 см; Частное собрание.
Ранее неизвестный «Автопортрет в образе святой Екатерины» был продан на аукционе в декабря 2017 года за рекордную для этого автора сумму в €2 360 600.


Артемизия, старшая дочь тосканского художника Орацио Джентилески и его жены Пруденции Монтоне, родилась в Риме 8 июля 1593 года, в то же время в её свидетельстве о рождении из городского архива указано, что она родилась в 1590 году. Мать умерла, когда дочери было двенадцать.

Артемизия изучала живопись в мастерской отца, и более успешно, чем её братья, которые также работали в мастерской Орацио. Её первая известная работа - «Сусанна и старцы», одно время считалась работой Орацио, которому ассистировала дочь.

Артемизия Джентилески  (1593-1653) «Сусанна и старцы» 1610; холст, масло. 170х119 см; Коллекция Шёнборн, Поммерсфельден, Германия.
Артемизия Джентилески (1593-1653) «Сусанна и старцы» 1610; холст, масло. 170х119 см; Коллекция Шёнборн, Поммерсфельден, Германия.

Однако Орацио не мог обучить Артемизию всему - даже тому, что знал сам. Возможности женщин в те времена были ограничены: у них почти не было доступа к студийной практике, а Церковь категорически запрещала им изображать нагое мужское тело — за это вполне можно было угодить в тюрьму. Орацио не мог дать дочери достаточных знаний по очень простой причине. Ему и в голову не приходило готовить Артемизию для самостоятельной карьеры художницы - он просто растил себе помощницу для работы над крупными заказами.

Но Артемизия понимала, что ей нужно большее. Нужны, например, знания о законах передачи пространства, о перспективе. И нужен тот, кто мог бы её всему этому научить.

Вскоре такой человек нашёлся. Флорентийский художник Агостино Тасси приехал в Рим для работы. «Вечный город» переживал один из периодов подъема, папство сумело привлечь гигансткие средства для строительства новых дворцов и церковных комплексов. Орацио Джентилески понимал, что сам он никогда бы не получил таких выгодных заказов, потому быстро сошёлся с Тасси и согласился работать вместе с ним «на вторых ролях» на росписях дворца Роспильози.

Дальнейшее широко известно, хотя и неверно истолковано. Красивая и талантливая Артемизия стала ученицей Тасси, который её изнасиловал. Был суд. Разбирательство длилось 7 месяцев. Артемизию подвергали унижениям вроде гинекологического освидетельствования и даже физическим пыткам: тогдашнее правосудие принимало за неоспоримую истину показания, данные под пытками. Многие феминистки, отстаивающие равноправие женщин, уверены: это Артемизия выиграла суд, наказав насильника (Агостино получил год тюрьмы, с Артемизией они больше никогда не увидятся).

Но на самом деле эта история далека от однозначности. Да, Артемизия Джентилески подверглась поруганию. Но потом целый год она делила ложе со своим насильником и признавалась на суде, что испытывала к нему симпатию. И, разумеется, Артемизия не могла быть инициатором суда: во-первых, у неё не было таких прав, во-вторых, в её интересах было скрыть свой позор и, веря обещаниям Тасси, она продолжала надеяться, что он женится на ней.

В суд подал её отец, Орацио Джентилески. В те времена изнасилование девственницы рассматривалось как поругание чести семьи. Весь Рим судачил о связи Артемизии и Агостино. Это был позор всего рода Джентилески - с таким «пиаром» Орацио просто не смог бы делать дальше успешную карьеру. Но, по итальянским законам XVII века, всё можно было исправить, принудив насильника жениться на своей жертве. В ходе долгих и грязных разбирательств выяснилось, что Тасси, во-первых, уже женат, а во-вторых, неоднократно обвинялся в изнасилованиях, так что стать мужем Артемизии Джентилески он не смог бы, даже если бы рвался.

Для Артемизии это было двойное предательство: во-первых, отец поставил свою карьеру выше её счастья; во-вторых, Тасси не только принудил её к сожительству, но и подло одурачил. В 1612 году, в перерывах между судебными заседаниями, она напишет свою знаковую вещь - картину «Юдифь, обезглавливающая Олоферна».

Артемизия Джентилески  (1593-1653) «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» 1612; холст, масло. 199х163 см; Национальные музей и галереи Каподимонте, Неаполь, Италия.
Артемизия Джентилески (1593-1653) «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» 1612; холст, масло. 199х163 см; Национальные музей и галереи Каподимонте, Неаполь, Италия.

Это будет подражание одноименной картине Караваджо, но написанное с гораздо большей экспрессией и едва ли не с большим мастерством. Юдифь, хладнокровно отрезающую голову, точно ломоть от буханки хлеба, Джентилески рисовала с себя. Олоферна - со своего любовника Агостино Тасси.

Артемизия много раз будет повторять этот сюжет, изживая болезненные переживания. Насилие над женщиной станет темой и других её картин. А неизбежным продолжением этой темы сделается насилие ответное - кровавая и страшная женская месть («Иаиль и Сисара» ).

Артемизия Джентилески  (1593-1653) «Иаиль и Сисара» 1620; холст, масло. 86х125 см; Музей изобразительных искусств, Будапешт, Венгрия.
Артемизия Джентилески (1593-1653) «Иаиль и Сисара» 1620; холст, масло. 86х125 см; Музей изобразительных искусств, Будапешт, Венгрия.

«Сделать себе имя» женщинам-художницам в XVII веке было почти нереально. К ним относились с предубеждением. Достаточно сказать, что Артемизия не имела права самостоятельно не только подписывать договоры о работе, но даже покупать краски. Крупных заказов на росписи общественно значимых объектов женщины тоже не получали: им оставалось довольствоваться частными предложениями, писать портреты и натюрморты.

Однако Артемизия изначально осознавала себя как исторического живописца. Её талант никогда не был по-женски камерным. Это была по-настоящему эпическая манера письма, мощная и уверенная. Безусловно, такая сильная личность, как Артемизия Джентилески, страдала от ограничений, накладываемых её полом. Это стесняло и творчески, и финансово. Она была вправе претендовать на большее. И она победила: когда Артемизия официально стала членом Флорентийской Академии живописи, она юридически сравнялась в правах с мужчинами.

Её жизнь была очень насыщенной. Артемизия интересовалась литературой, наукой, театром. По-видимому, она сама музицировала - на одном из автопортретов она изображена с лютней.

Артемизия Джентилески  (1593-1653) «Автопортрет с лютней» 1617; холст, масло. 30х28 см; Галерея Кёртис, Миннеаполис, США.
Артемизия Джентилески (1593-1653) «Автопортрет с лютней» 1617; холст, масло. 30х28 см; Галерея Кёртис, Миннеаполис, США.

Её клиентами становятся европейские князья и принцы, король Людовик XIII и королева Мария Медичи, герцог Баварии обещает осыпать её золотом, если Артемизия приедет в Мюнхен, английский король Карл I зовёт её в Лондон.

Артемизия Джентилески пишет в основном женщин. Натурой для них часто служит её собственное тело. Это всегда очень сильные, доминантные женщины, управляющие собственной судьбой. Такие, как Клеопатра. Или римская героиня Лукреция. Или сама Артемизия.

Артемизия Джентилески  (1593-1653) «Клеопатра» 1610-е; холст, масло; Собрание Амадео Морандотти, Милан, Италия.
Артемизия Джентилески (1593-1653) «Клеопатра» 1610-е; холст, масло; Собрание Амадео Морандотти, Милан, Италия.
Артемизия Джентилески  (1593-1653) «Автопортрет в виде аллегории живописи» 1630-е; холст, масло. 97х74 см; Королевское художественное собрание в Виндзорском замке, Виндзор.
Артемизия Джентилески (1593-1653) «Автопортрет в виде аллегории живописи» 1630-е; холст, масло. 97х74 см; Королевское художественное собрание в Виндзорском замке, Виндзор.

В 1629-м году 36-летняя Артемизия опять круто меняет свою жизнь. Как только что-то переставало её удовлетворять, она с завидным мужеством решалась на перемены.

На этот раз она едет в Неаполь, где был самый динамичный художественный рынок. Неаполь в те времена - испанская колония, а испанский король - величайший в Европе коллекционер. Его наместники в Неаполе скупали всё мало-мальски ценное.

Артемизия приехала в город как звезда, как мэтр. Она основала здесь свою собственную художественную школу, не побоявшись диких неаполитанских нравов. Художники Неаполя не признавали честной конкуренции: они могли отравить соперницу или подлить в её краски кислоту. Артемизия даже обращалась к нунцию за разрешением, чтобы её слуга мог всегда носить оружие. Фактически, у неё первой из художниц появился телохранитель.

Общество платило ей тем, что упорно не желало признавать: Артемизия Джентилески - не менее крупный художник, чем её современники-мужчины. Ей всё так же тяжело финансово, а она мечтает скопить достаточное приданое и для своей младшей девочки. Устав бороться с обстоятельствами, Артемизия принимает предложение о работе в Британии.

Артемизия Джентилески  (1593-1653) «Эсфирь перед Артаксерксом» 1635; холст, масло. 208х274 см; Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США.
Артемизия Джентилески (1593-1653) «Эсфирь перед Артаксерксом» 1635; холст, масло. 208х274 см; Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США.
Артемизия Джентилески  (1593-1653) «Поклонение волхвов» 1636-37; холст, масло. 311х206 см; Национальные музей и галереи Каподимонте, Неаполь, Италия.
Артемизия Джентилески (1593-1653) «Поклонение волхвов» 1636-37; холст, масло. 311х206 см; Национальные музей и галереи Каподимонте, Неаполь, Италия.

Именно там, при дворе Карла I, она спустя много лет встретилась со своим отцом. Перебравшийся в Лондон Орацио Джентилески получил заказ на роспись потолка во дворце королевы Генриетты-Марии в Гринвиче. Но он слишком дряхл, чтобы справиться с таким колоссальным объемом работы, и дочь, забыв былые обиды, приходит ему на помощь. Их работы, где доля участия Артемизии была несравненно больше, подписаны «Орацио и Артемизия Джентилески». И это демонстрирует не только благодарность дочери, но и её способность к прощению - то, на что способны только сильные личности.

Через 2 года отец скоропостижно скончался, а Артемизия вернулась в Неаполь. Её последнее десятилетие полно лишений и непрестанной работы. О том, что Артемизия не имела признания, которого заслуживала, говорит простой факт: дата и причина её смерти не известны. Предполается, что она погибла во время эпидемии чумы в 1653 году, но это неточно. Её настоящая слава пришла к ней в ХХ веке. Сейчас именем Артемизии Джентилески называют феминистсткие организции и женские отели, о ней пишут романы и снимают кино. Артемизия вдохновляет женщин не только своим творчеством, но и самой своей жизнью.





Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Картинные Истории

10.04.2018