Пять «Данай» Тициана Вечеллио

26.04.2018

«Данаю» иногда называют «самым эротичным шедевром Тициана». Существует, по меньшей мере, пять версий картины.

Мифологическая основа картины Тициана
Согласно мифу, Акрисию, царю греческого Аргоса, дельфийский оракул возвестил, что он погибнет от руки собственного внука, которого в будущем родит царская дочь, красавица Даная.
Напуганный предсказанием, Акрисий заточил Данаю в башню, куда не доберётся ни один из смертных.
Красотой Данаи пленился Зевс. Бог-громовержец проник к ней в виде золотого дождя. От этой связи на свет появился герой Персей.
Прошло много лет и однажды на играх Персей случайно бросил диск в сторону зрителей, среди которых был и Акрисий. Диск попал именно в него и убил.

Первый вариант «Данаи» Тициан написал в 1544-1545 годах по заказу кардинала Алессандро Фарнезе, одного из богатейших людей Италии. По слухам, моделью являлась любовница кардинала - известная куртизанка по прозвищу Ангел. Картина отличается от всех последующих версий составом персонажей: во всех остальных будет присутствовать старая кормилица (или служанка). В первой же версии этой героини не было: вместо неё в ногах у Данаи располагается купидон с крылышками и луком, что вполне логично, учитывая образ жизни натурщицы, с которой писалась картина. Да и мифический золотой дождь приобретает в этой связи совсем новые оттенки смысла.

1. Тициан «Даная» 1544-1545; холст, масло. 120х172 см; Национальный музей Каподимонте, Неаполь, Италия.
1. Тициан «Даная» 1544-1545; холст, масло. 120х172 см; Национальный музей Каподимонте, Неаполь, Италия.


Второй вариант
создан около 1553 года для испанского короля Филиппа II. Здесь вместо купидона возникает старая кормилица, которую Тициан будет повторять во всех последующих версиях. Во многом такое изменение оказалось удачным. Оно позволило Тициану обогатить композицию целым рядом смысловых контрастов: молодость и старость, красота и уродство, обнажённая фигура и одетая.

2. Тициан «Даная» 1553; холст, масло. 115х193 см; Музей Веллингтона, Эпсли-хаус, Лондон.
2. Тициан «Даная» 1553; холст, масло. 115х193 см; Музей Веллингтона, Эпсли-хаус, Лондон.


Третий и четвертый варианты «Данаи» - из собраний Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург) и Музея истории искусств (Вена) - датируются 1554-м и 1564-м годами соответственно.

3. Тициан «Даная» 1554; холст, масло. 120х187 см; Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
3. Тициан «Даная» 1554; холст, масло. 120х187 см; Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
4. Тициан «Даная» 1564; холст, масло. 135х152 см; Музей истории искусств, Вена, Австрия.
4. Тициан «Даная» 1564; холст, масло. 135х152 см; Музей истории искусств, Вена, Австрия.


Пятая «Даная», хранящаяся в Прадо, написана в промежутке между 1560-1565 годами. По качеству исполнения она превосходит предыдущие варианты картины. Специалисты отмечают, что из всех версий именно эта отличается наибольшим градусом эротизма. В других версиях ноги Данаи прикрывает полупрозрачная ткань - здесь она отсутствует; выражение лица героини с приоткрытыми губами не просто сияет спокойной умиротворённостью, как в прочих версиях, - оно близко к экстатическому; рука Данаи покоится между бёдер, словно облегчая доступ к её телу Зевсу, падающему сверху в виде дождя из золотых монет.

5. Тициан «Даная» 1560-1565; холст, масло. 130х181 см; Музей Прадо, Мадрид, Испания.
5. Тициан «Даная» 1560-1565; холст, масло. 130х181 см; Музей Прадо, Мадрид, Испания.




Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Картинные Истории

08.02.2018