Русалки

Иван Крамской, Илья Репин и Константин Маковский в 1870-е годы написали каждый своих «Русалок».

Объединяет картины не только сюжет и название, но и то, что по поводу «Русалок» всем этим художникам пришлось выслушать много нелестных слов в свой адрес. Народнические настроения передвижников, с которыми все трое были связаны, требовали иных сюжетов.


Иван Крамской

Иван Крамской «Русалки» 1871; холст, масло. 88х132 см; Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Иван Крамской «Русалки» 1871; холст, масло. 88х132 см; Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Русалки Крамского - бледные утопленницы, словно в саванах, вышедшие на берег лунной ночью. Художник признавался, что сюжет картины навеян повестью Гоголя «Майская ночь, или Утопленница» из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Художник был очарован описаниями украинских ночей и тех мифических существ, которые появлялись под светом луны, пока обычные люди были погружены в сон. Помимо этого, живописец страстно мечтал запечатлеть на полотне удивительное сочетание ночной мглы и струящегося лунного света, озаряющего отдельные предметы.

Крамской писал: "Все стараюсь в настоящее время поймать луну... Трудная штука луна... Я рад, что с таким сюжетом окончательно не сломил себе шеи и если не поймал луны, то все же нечто фантастическое вышло..."


Илья Репин

Илья Репин  «Русалки» 1876; холст, масло. 322х230 см; Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Илья Репин «Русалки» 1876; холст, масло. 322х230 см; Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Репин показал своих русалок в картине «Садко», которую он написал в Париже. У него это нарядные экзотические дамы.

В Париже в 1874 году Репин посетил первую выставку импрессионистов. Он не понял и не принял нового направления в живописи и назвал выставку интересной с точки зрения техники, но решительно пустой по смыслу. «Садко» стал завуалированной реакцией на творчество французских импрессионистов. Художник писал критику В. В. Стасову: "Сообщаю Вам, под глубочайшим секретом, тему будущей моей картины: Садко богатый гость на дне морском; водяной царь показывает ему невест. Картина самая фантастичная, от архитектуры до растений и свиты царя".

Картина написана на сюжет новгородской былины о гусляре Садко, на ней изображен момент, когда Садко по приказу морского царя выбирает себе жену в подводном царстве. Перед ним проходят роскошные красавицы, но по полученному совету, Садко выберет простую русскую девушку Чернавку, которая видна в глубине картины.


Константин Маковский

Константин Маковский «Русалки» 1879; холст, масло. 262х347 см; Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Константин Маковский «Русалки» 1879; холст, масло. 262х347 см; Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Совсем иные русалки у Константина Маковского. Обнаженные, прекрасные, свившие телами чувственный вихрь, взлетающий к небесам и скрывающийся в лунном свете. Справа на пригорке видны церковные купола, но русалочий обнаженный «мост» движется совсем в другую сторону.

Вся картина "дышит" мистикой и какой-то тайной - зритель как бы невольно становится свидетелем этого таинственного танца-обряда.

Кстати, в русском фольклоре у русалок хвостов нет. А самая «интернациональная», пожалуй, черта русалок - это длинные волосы. И красавицы Маковского тоже длинноволосы все как одна.




Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Картинные Истории

18.02.2018