Шедевры Лейденской коллекции

30.03.2018

Важное событие, ожидаемое в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, - выставка собрания нью-йоркского коллекционера Томаса Каплана «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции» (26 марта 2018 г. - 22 июля 2018 г.).

Рембрандт ван Рейн (1609-1669)  «Автопортрет с затемнёнными глазами» 1634; дерево, масло. 71х56 см; Лейденская коллекция.
Рембрандт ван Рейн (1609-1669) «Автопортрет с затемнёнными глазами» 1634; дерево, масло. 71х56 см; Лейденская коллекция.

Марина Лошак, директор ГМИИ им. А.С.Пушкина, чрезвычайно высоко оценивает это собрание. «На мой взгляд, это уникальный случай - достаточно молодой коллекционер (ему 53 года), которому удалось за 11 лет собрать частную коллекцию старого искусства, которой, с ее десятью Рембрандтами и Вермеером, сегодня нет равных».

Коллекцию уже показали в Лувре, а небольшая работа Вермеера из нее была включена в параллельно проходившую там же выставку художника.

«Наша экспозиция будет отличаться от луврской. Ее готовят специалисты нашего музея и Эрмитажа, куда выставка переедет после показа в Москве. У них свой взгляд на Рембрандтов, поэтому их будет чуть меньше, чем в Лувре, но это безупречные вещи. Всего будет 75 произведений. Помимо Рембрандта и Вермеера, это еще Халс, Ластман, Фабрициус, Метсю, Терборх», - сообщила Лошак.

Рембрандт ван Рейн (1609-1669)  «Портрет старика» 1645; дерево, масло. 22х18 см; Лейденская коллекция.
Рембрандт ван Рейн (1609-1669) «Портрет старика» 1645; дерево, масло. 22х18 см; Лейденская коллекция.
Ян Вермер (1632-1675) «Молодая женщина за виржиналом» 1670-72; холст, масло. 25х20 см; Лейденская коллекция.
Ян Вермер (1632-1675) «Молодая женщина за виржиналом» 1670-72; холст, масло. 25х20 см; Лейденская коллекция.

«Кроме того, для нас крайне важно рассказать и о самой фигуре коллекционера. Томас Каплан охотно дает свои шедевры на хранение в большие музеи, такие как Лувр или Прадо, где они экспонируются год, два года. Мы очень надеемся, что, когда откроется наша новая галерея старого искусства (не в 2019 году, как анонсировалось раньше, а в 2020-м), он нам предоставит для такого же показа произведения, которых по разным причинам не хватает в нашей коллекции. Я уже предварительно об этом с ним договорилась», - добавила Марина Лошак.


Лейденская коллекция – крупнейшее частное собрание работ представителей золотого века голландской живописи. В настоящее время она насчитывает более 250 картин и рисунков, 175 из которых опубликованы онлайн. Среди них произведения Рембрандта, Брейгеля, Рубенса и Вермеера.

Ян Брейгель Младший и художник круга Питера Пауля Рубенса «Золотой век» 1625; дерево, масло. 38х59 см; Лейденская коллекция.
Ян Брейгель Младший и художник круга Питера Пауля Рубенса «Золотой век» 1625; дерево, масло. 38х59 см; Лейденская коллекция.

Золотым веком называют самую выдающуюся эпоху в нидерландской живописи, пришедшуюся на 17-е столетие, когда жили и творили такие выдающиеся мастера, как Рембрандт ван Рейн, Герард Дау, Герард Терборх, Ян Вермеер, Франц ван Мирис, Ян Брейгель Младший и Питер Пауль Рубенс. Картины этих и других художников вошли в Лейденскую коллекцию, которую с 2003 года собирают американский предприниматель Томас Каплан и его жена Дафна Реканати Каплан.

Питер Пауль Рубенс (1577-1640) «Юлий Цезарь» 1625-26; дерево, масло. 33х27 см; Лейденская коллекция.
Питер Пауль Рубенс (1577-1640) «Юлий Цезарь» 1625-26; дерево, масло. 33х27 см; Лейденская коллекция.

Картины Рембрандта покорили Каплана в юном возрасте. В восемь лет он уговаривал родителей посетить Амстердам, потому что там жил великий мастер. Он хотел увидеть как можно больше работ знаменитого живописца, но не планировал их коллекционировать. Каплан думал, что все произведения обожаемой им эпохи давным-давно хранятся в музейных коллекциях. С удивлением он узнал от своего друга, что картины художников, которыми он восхищается с юности, особенно Рембрандта и его школы, всё ещё доступны на рынке. С тех пор Каплан собирает работы старых мастеров.

В качестве названия коллекции взяли имя города, в котором родился Рембрандт. Его одиннадцать картин и два рисунка, а также десять картин, выполненных в его мастерской, составляют основу собрания. Здесь представлены и другие художники из Лейдена, чьи полотна отличается тонким исполнением и тщательным выписыванием мельчайших деталей.

Готфрид Схалкен (1643-1706) «Притча о потерянном серебре» 1675; холст, масло. 40х49 см; Лейденская коллекция.
Готфрид Схалкен (1643-1706) «Притча о потерянном серебре» 1675; холст, масло. 40х49 см; Лейденская коллекция.

«Сквозь призму истории лучшее, что мы можем сделать в память о Рембрандте и других любимых нами художниках, это развивать интерес к их наследию во всём мире», – говорит Том Каплан, решивший опубликовать свою оцифрованную коллекцию онлайн. Он надеется, что её оценят любители искусства, в том числе студенты, коллекционеры и профессионалы области, которые увидят в этой онлайн-галерее новый ресурс для изучения творчества художников голландского золотого века.

Все картины, выложенные на сайте Лейденской коллекции, сопровождаются научными описаниями и содержат информацию о произведениях и об их авторах. Онлайн-галерея постепенно будет пополняться новым контентом, но уже позволяет просматривать и скачивать шедевры голландских мастеров в высоком разрешении.

Абрахам Блумарт (1566-1651) «Лот и его дочери» 1624;  холст, масло. 167х232 см; Лейденская коллекция.
Абрахам Блумарт (1566-1651) «Лот и его дочери» 1624; холст, масло. 167х232 см; Лейденская коллекция.
Питер Ластман (1583-1633) «Давид передает Урии письмо для Иоава» 1619; дерево, масло. 43х63 см; Лейденская коллекция.
Питер Ластман (1583-1633) «Давид передает Урии письмо для Иоава» 1619; дерево, масло. 43х63 см; Лейденская коллекция.
Франц ван Мирис (1635-1681) «Девушка кормящая попугая» 1663; дерево, масло. 22х18 см; Лейденская коллекция.
Франц ван Мирис (1635-1681) «Девушка кормящая попугая» 1663; дерево, масло. 22х18 см; Лейденская коллекция.



Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Картинные Истории

26.02.2018