Вокзал Сен-Лазар Клода Моне

03.04.2018

«Вокзал Сен-Лазар» - серия полотен французского живописца Клода Моне, посвящённых парижскому вокзалу Сен-Лазар. Эти произведения олицетворяют период, когда Моне вдохновлялся не природой и сельскими пейзажами, а современной жизнью.

Однажды в приемную директора западных железных дорог парижского вокзала Сен-Лазар вошел хорошо одетый человек. Вручив свою визитную карточку служителю, он стал ждать аудиенции.

"Я художник Клод Моне" - представился он, войдя в кабинет.

Чиновник железнодорожного ведомства о живописи имел самое смутное представление, но признаться в этом не посмел.
Выдержав эффектную паузу, Моне сообщил растерявшемуся директору: "Я решил писать ваш вокзал! Долго колебался, какой из двух вокзалов выбрать - Северный или ваш, но, наконец, остановился на вашем - он более характерный".

Взамен Моне оказывали всяческое содействие: поезда останавливали, перроны очищали, топки паровозов набивали углем, чтобы они дымились так, как того хотелось Моне.

Так, согласно воспоминаниям друга Моне - художника-импрессиониста Огюста Ренуара, в 1877 году была создана знаменитая серия изображений вокзала Сен-Лазар.

Клод Моне (1840-1926) «Вокзал Сен-Лазар» 1877;
 холст, масло. 75х104 см;
 Музей Орсе, Париж, Франция.
Клод Моне (1840-1926) «Вокзал Сен-Лазар» 1877; холст, масло. 75х104 см; Музей Орсе, Париж, Франция.
Клод Моне (1840-1926) «Вокзал Сен-Лазар, прибытие поезда» 1877;
 холст, масло. 82х101 см;
 Музей Фогг Арт, Кембридж, США.
Клод Моне (1840-1926) «Вокзал Сен-Лазар, прибытие поезда» 1877; холст, масло. 82х101 см; Музей Фогг Арт, Кембридж, США.
Клод Моне (1840-1926) «Вокзал Сен-Лазар, поезд из Нормандии» 1877;
 холст, масло. 60х80 см;
 Институт искусств, Чикаго, США.
Клод Моне (1840-1926) «Вокзал Сен-Лазар, поезд из Нормандии» 1877; холст, масло. 60х80 см; Институт искусств, Чикаго, США.
Клод Моне (1840-1926) «Вокзал Сен-Лазар» 1877;
 холст, масло. 53х72 см;
 Лондонская Национальная галерея, Лондон, Великобритания.
Клод Моне (1840-1926) «Вокзал Сен-Лазар» 1877; холст, масло. 53х72 см; Лондонская Национальная галерея, Лондон, Великобритания.
Клод Моне (1840-1926) «Мост из Европы, вокзал Сен-Лазар» 1877; 
холст, масло. 64х81 см; 
Музей Мармоттан-Моне, Париж, Франция.
Клод Моне (1840-1926) «Мост из Европы, вокзал Сен-Лазар» 1877; холст, масло. 64х81 см; Музей Мармоттан-Моне, Париж, Франция.
Клод Моне (1840-1926) «Внешний вид вокзала Сен-Лазар, залитый солнцем» 1877; 
холст, масло. 60х81 см; 
Частное собрание.
Клод Моне (1840-1926) «Внешний вид вокзала Сен-Лазар, залитый солнцем» 1877; холст, масло. 60х81 см; Частное собрание.
Клод Моне (1840-1926) «Внешний вид вокзала Сен-Лазар, прибытие поезда» 1877; 
холст, масло. 60х72 см; 
Частное собрание.
Клод Моне (1840-1926) «Внешний вид вокзала Сен-Лазар, прибытие поезда» 1877; холст, масло. 60х72 см; Частное собрание.
Клод Моне (1840-1926) «Вид на выход из вокзала Сен-Лазар» 1877; 
холст, масло. 60х80 см; 
Pola Museum of Art, Хаконе, Япония.
Клод Моне (1840-1926) «Вид на выход из вокзала Сен-Лазар» 1877; холст, масло. 60х80 см; Pola Museum of Art, Хаконе, Япония.
Клод Моне (1840-1926) «Вокзал Сен-Лазар, вид снаружи» 1877; 
холст, масло. 60х80 см; 
Частное собрание.
Клод Моне (1840-1926) «Вокзал Сен-Лазар, вид снаружи» 1877; холст, масло. 60х80 см; Частное собрание.
Клод Моне (1840-1926) «Вокзал Сен-Лазар, вид снаружи» 1877; 
холст, масло. 64х81 см; 
Частное собрание.
Клод Моне (1840-1926) «Вокзал Сен-Лазар, вид снаружи» 1877; холст, масло. 64х81 см; Частное собрание.
Клод Моне (1840-1926) «Вокзал Сен-Лазар, знаки» 1877; 
холст, масло. 65х81 см; 
Государственный музей Нижней Саксонии, Ганновер, Германия.
Клод Моне (1840-1926) «Вокзал Сен-Лазар, знаки» 1877; холст, масло. 65х81 см; Государственный музей Нижней Саксонии, Ганновер, Германия.
Клод Моне (1840-1926) «Траншея Батиньоль» 1877; 
холст, масло. 36х48 см; 
Collection Wurth, Рим, Италия.
Клод Моне (1840-1926) «Траншея Батиньоль» 1877; холст, масло. 36х48 см; Collection Wurth, Рим, Италия.

На третьей выставке импрессионистского искусства, проходившей в апреле 1877, Моне представил семь версий «Вокзала Сен-Лазар».

Позднее Эмиль Золя скажет, что атмосфера, создаваемая картинами, вдохновила его на написание книги «Человек-зверь».

Всего Моне написал 12 полотен, изображающих вокзал в разную погоду и с различных точек обзора. Своё творческое решение он объяснял следующим образом:

"Я думаю, что изображение одного и того же сюжета в разное время суток не будет банальным, учитывая то, как разное освещение удивительным образом от часа к часу меняет облик и колорит зданий."




«Вокзал» был первой серией Моне, посвящённой одной теме. Впоследствии, в 1890-х годах, появились серии «Стога», «Тополя», «Руанский собор».

Позднее появился датируемый 1900-ми годами цикл видов Лондона, захваченного туманом и серия «Кувшинки» (1905-1920-е годы).




Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Картинные Истории

16.03.2018