«Забытый солдат» Василия Верещагина

Василий Васильевич Верещагин (1842-1904) - русский живописец и литератор, один из наиболее известных художников-баталистов.

Главной темой своего творчества Верещагин считал батальный жанр. Он сам принимал участие в боевых действиях во время войны в Туркестане. За мужество, проявленное при обороне Самарканда от войск бухарского эмира, был награждён Георгиевским крестом IV степени.

В своих картинах Верещагин первым из художников-баталистов показал правдивое, не приукрашенное лицо войны. Его главной целью была борьба против войны. Картины Верещагина - это художественные документы, объективные свидетельства очевидца. Большинство его работ созданы непосредственно по натурным этюдам и личным впечатлениям.

В своих картинах Верещагин первым из художников-баталистов показал правдивое, не приукрашенное лицо войны. Его главной целью была борьба против войны. Картины Верещагина - это художественные документы, объективные свидетельства очевидца. Большинство его работ созданы непосредственно по натурным этюдам и личным впечатлениям.

«Забытый» 1871
После возвращения из Туркестана он до начала 1874 года провел в Мюнхене, где работал над картинами, главным образом на сюжеты военных действий в Самарканде. Первая персональная выставка Верещагина открылась в марте 1874 года в Петербурге. Большинство отзывов были восторженными. Художник И.Н.Крамской сказал о выставке, что это завоевание России гораздо больше, чем завоевание территориальное.

Репродукция картины Василия Верещагина «Забытый» 1871
Репродукция картины Василия Верещагина «Забытый» 1871

Однако некоторые картины - «Забытый», «Окружили - преследуют!», «Вошли» - вызвали раздражение командующего войсками Туркестанского военного округа Кауфмана и его окружения. Кауфман назвал их постыдной клеветой на русское войско. На картине «Забытый» был изображен убитый русский солдат. Вдали уходят «свои». С неба спускается туча воронов, один из них уже сидит на груди убитого. Верещагин в своих записках пишет: «При целом зале "туркестанцев" Кауфман, очевидно, умышленно шельмовал меня, заставлял сознаться, что именно русского солдата в такой позе, объеденного птицами, я не видел, и положительно торжествовал, когда я под ироническими улыбками его свиты сознался: да, не видел».

Раздосадованный Василий Верещагин эти три картины сжег.

«Орлы. Забытый солдат» 1880-е
Существует мнение, что картина «Орлы. Забытый солдат» относится к индийской серии работ художника и является центральной частью так называемой «Гималайской трилогии».

В русском «Художественном журнале» за 1886 год сообщалось о Верещагине: «В парижской мастерской художника имеются три новые картины с сюжетами из индийской природы. На одной написана вершина Гималая - граница вечных снегов, окруженная льдинами. Только орел, парящий в воздухе, оживляет пустыню. На второй картине представлена цепь гор, затерявшихся в снегах и затянутая облаками тумана. Орел и тут отчетливо занимает первый план. На третьей картине план гор кажется еще дальше. Впереди видны сухие травы, помятые проходом армии. На земле забыт единственный труп английского солдата, в некотором расстоянии от него - ружье и сабля. Над трупом парит стая орлов...». В другом журнале сообщалось о том, что эти картины были выставлены в Лондоне и что английская пресса называла их «Гималайской трилогией» и отмечала сильное впечатление, производимое картиной, изображающей забытого в горах мертвого английского солдата.

Зал Верещагина, Николаевский художественный музей им. В.В.Верещагина, Украина
Зал Верещагина, Николаевский художественный музей им. В.В.Верещагина, Украина

Василий Верещагин (1842-1904) «Орлы. Забытый солдат» 1880-е;
холст, масло. 455х278 см;
Николаевский художественный музей им. В.В.Верещагина, Украина
Василий Верещагин (1842-1904) «Орлы. Забытый солдат» 1880-е; холст, масло. 455х278 см; Николаевский художественный музей им. В.В.Верещагина, Украина

Художник изображает убитого и забытого в горах английского пехотинца. Автор подчёркивает бессмысленность смерти, противопоставляя мёртвого солдата вечности и красоте природы, величию горного пейзажа. В высоком безоблачном небе, которое занимает большую часть полотна, дерутся за добычу орлы; один из них уже сидит возле солдата. В этой грандиозной картине автор рассматривает проблемы войны и мира, смерти и жизни.

Эта работа поступила в Николаевский музей вместе с другими произведениями художника в 1914 году из Русского музея в Петербурге.

Автор монографии о В.В.Верещагине, известный искусствовед А.К.Лебедев, писал, что, возможно, картина «Забытый солдат» первоначально была центральной в «Гималайской трилогии», которая впервые экспонировалась в Лондоне в 1887 году. А затем художник переделал картину, дав ей название «В Трансваале. Сегодня…завтра…как вчера…под всеми формами». Лебедев предполагал, что художник отрезал верхнюю часть картины, которая стала известна как «Орлы».

В Николаевском музее долгое время существовала легенда, что в 20-е годы ХХ века обе части полотна были кем-то объединены.

Изучая историю картины, следует отметить, что её несколько раз реставрировали: в 1946, в 1969 и 1986 годах. Последняя реставрация была проведена в 2005.

Именно тогда реставратор Н.Ф.Титов предположил, что скорее всего Верещагин не резал картину, а наоборот, сам объединил два полотна в одно, соединив две разных картины - одна изображала орлов, а другая - убитого солдата. На стыке полотен художник дописал слева летящего орла, а справа - ветви кустов. На правильность этого предположения указывает разница в цвете неба на верхней и нижней частях картины.

Василий Верещагин «Орлы. Забытый солдат», фрагмент
Василий Верещагин «Орлы. Забытый солдат», фрагмент






Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Картинные Истории

06.04.2018