«Зимний пейзаж с ловушкой для птиц» Брейгелей

Картина, ставшая пророчеством о поп-арте за четыре века до фабрики Уорхола. Этот зимний пейзаж Питера Брейгеля Старшего оказался созданным по законам абсолютного хита. Он был необычайно популярным и воспроизводился в таких объёмах, что до нашего времени дошли 127 копий (XVI века и более позднего времени), 45 из которых принадлежат кисти Питера Брейгеля Младшего, сына художника.

Питер Брейгель Старший «Зимний пейзаж с ловушкой для птиц» 1565; дерево, масло. 37×55,5 см; Королевские музеи изящных искусств, Брюссель, Бельгия.
Питер Брейгель Старший «Зимний пейзаж с ловушкой для птиц» 1565; дерево, масло. 37×55,5 см; Королевские музеи изящных искусств, Брюссель, Бельгия.

В основе изображения лежит вид  реальной  местности, – как предполагают, брабантской деревни Сент-Пед-Анн близ Дибена. Жители заснеженного селения - реальные обитатели обжитого уголка. Вместе с тем пейзаж Брейгеля еще стремится говорить о мироздании в целом. Волей художника деревня на берегу реки включена в панорамный вид с широкими далями и видом города у горизонта. Изображение сохранило и назидательный подтекст: силки  готовы поймать зазевавшихся птиц, а беспечные люди на льду, ходить по которому опасно, могут свалиться в прорубь, на которую никто из  них не обращает внимания.


Копии картины «Зимний пейзаж с ловушкой для птиц», автор Питер Брейгель Младший

Питер Брейгель Младший «Зимний пейзаж с ловушкой для птиц» 1601; дерево, масло. 40х57 см; музей Прадо, Мадрид, Испания.
Питер Брейгель Младший «Зимний пейзаж с ловушкой для птиц» 1601; дерево, масло. 40х57 см; музей Прадо, Мадрид, Испания.
Питер Брейгель Младший «Зимний пейзаж с ловушкой для птиц и бегство в Египет» 1602; дерево, масло; Музей Майер ван дер Бер, Антверпен, Бельгия.
Питер Брейгель Младший «Зимний пейзаж с ловушкой для птиц и бегство в Египет» 1602; дерево, масло; Музей Майер ван дер Бер, Антверпен, Бельгия.

На одной из копий запечатлен большой рубеж и начало нового образного языка в искусстве, абсолютно незаметный без лупы и знания, что и где нужно искать. И только дотошный зритель, потрудившийся перечитать название картины ( «… и бегство в Египет») и пересчитать фигурки, заметит его – Иосифа, снаряжающего ослика.

Можно подумать, что какой-нибудь искусствовед ввел такое условное обозначение чтобы отличать одну копию «Зимнего пейзажа...» от другой.

Но нет, это не шифр, а обозначение конкретного сюжета, очень распространенного среди живописцев Ренессанса. Библейская сцена подготовки бегства семьи Иисуса Христа в Египет от избиения младенцев помещена в центре правой части полотна, около дома, который немного выше лодки. Кажется, что она возникла из другого измерения, будто просочилась в брешь времени и пространства, образовавшуюся от множественного копирования одного и того же пейзажа. И при этом даже выглядит незаметно.

Фрагмент
Фрагмент

С начала XVI века голландцы начали изображать мифические сюжеты в привычных для Нидерландов пейзажах. Современнику Брейгеля, даже самому набожному, было так же трудно соединиться с мифом, как трудно представить себе египетский зной. Поэтому на картине не Египет, а заснеженный голландский городок и евангельская ситуация повторяется с участием персонажей в одеждах городских жителей.

Представители итальянского и немецкого Возрождения уже делали это. Кранах, например, поместил ту же сцену бегства в тень альпийских ёлок. Но он придерживался принципа «одна картина - одна история», то Питер Брейгель Младший прямо нарушал ткань произведения и делал сюжетные врезки. С их помощью герои мифа материализуются среди привычных домов, сараев и кабаков, а миф становится таким же реальным, как и сарай.

Питер Брейгель Младший «Зимний пейзаж с ловушкой для птиц и бегство в Египет» 1631; дерево, масло. 49,3×69,3 см; Боннефантен-музей, Маастрихт, Нидерланды.
Питер Брейгель Младший «Зимний пейзаж с ловушкой для птиц и бегство в Египет» 1631; дерево, масло. 49,3×69,3 см; Боннефантен-музей, Маастрихт, Нидерланды.
Питер Брейгель Младший «Зимний пейзаж с ловушкой для птиц» начало XVII века; дерево, масло. 45,5×58,5 см; Частное собрание.
Питер Брейгель Младший «Зимний пейзаж с ловушкой для птиц» начало XVII века; дерево, масло. 45,5×58,5 см; Частное собрание.
Питер Брейгель Младший «Зимний пейзаж с ловушкой для птиц» 1620-е; дерево, масло. 38,5х57,8 см; ГМИИ им. Пушкина, Москва.
Питер Брейгель Младший «Зимний пейзаж с ловушкой для птиц» 1620-е; дерево, масло. 38,5х57,8 см; ГМИИ им. Пушкина, Москва.
Питер Брейгель Младший «Зимний пейзаж с ловушкой для птиц» 1631; дерево, масло. 39×56,5 см: Национальный Музей Брукенталя, Сибиу, Румыния.
Питер Брейгель Младший «Зимний пейзаж с ловушкой для птиц» 1631; дерево, масло. 39×56,5 см: Национальный Музей Брукенталя, Сибиу, Румыния.
Питер Брейгель Младший «Зимний пейзаж с ловушкой для птиц» начало XVII века; дерево, масло. 39×56,5 см; Частное собрание.
Питер Брейгель Младший «Зимний пейзаж с ловушкой для птиц» начало XVII века; дерево, масло. 39×56,5 см; Частное собрание.
Питер Брейгель Младший «Зимний пейзаж с ловушкой для птиц» начало XVII века; дерево, масло. 40,6×56,8 см; Национальный музей западного искусства, Токио, Япония.
Питер Брейгель Младший «Зимний пейзаж с ловушкой для птиц» начало XVII века; дерево, масло. 40,6×56,8 см; Национальный музей западного искусства, Токио, Япония.




Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Картинные Истории

14.02.2018