Транспорт Стамбула: на чем ездить

06.02.2018

Стамбул большой, он как Москва по населению, только Москва круглая - если, конечно, Зеленоград и Троицк не считать (no offence), - а Стамбул сосиска. Примерно посередине у этой европейско-азиатской сосиски Босфор. Через него два моста с пробками, один платный туннель - недавно прокопали, и ветка метро под названием Marmaray.

В метро на азиатской стороне и в Мармарае жесткие пластиковые сиденья, кондиционеры фигачат вовсю и очень пахнет сыростью. В европейской части сиденья мягкие, но не как у нас два ряда друг напротив друга, а как в автобусах 2х2 лицом к лицу. Самое крутое - трамвай, быстрый, бесшумный, низкопольный, как в лучших домах Берлина и кого там еще. В Азии только одна ветка метро работает, вторую обещают вот-вот открыть. Все остальное в Европе.

Метро очень глубокое, очень, поверьте человеку, который был на Адмиралтейской. Причем здесь эскалатор не один большой, а два или три больших, то есть несколько пролетов. Везде есть лифты и турникеты для колясок. Эскалаторов обычно два вверх, два вниз, между ними лестница, и если снизу вверх, то там подбадривающие наклейки: Хааа, вот и еще три калории ушло, давай, не сдавайся, еще восемь пролетов, и ты наверху. Про восемь шучу, но про калории там правда написано.

В метро экраны показывают следующую станцию, некоторые рекламу показывают, а сегодня весь вагон пялился на мопсов, которые облизывают камеру - ну знаете эти мимимишные видео. В переходах оборудованы специальные места для музыкантов, и почти всегда там кто-то поет или играет.

Веток метро вообще четыре плюс Мармарай, плюс две ветки трамвая и еще два ностальжи-трама, один из которых не работает, два фуникулера, паромы и загадочный Метробус - это маршрутки, которые ходят в основном по выделенным полосам, поэтому быстро. Но народ их не любит, у них есть выражение "иголке некуда упасть", это вот как раз про метробус. Еще есть обычные автобусы, в том числе даблекеры, и есть долмуш - желтые маршрутки. Они могут для тебя остановиться где угодно, и за 50 метров подмигивают тебе дальним - поедешь, эфендим?

Все, конечно, пользуются картами - Istanbulkart. Вроде наших подорожнико-троек, закидываешь деньги и выходит дешевле, чем каждый раз покупать билет на одну поездку. По карте одна поездка стоит 2,6 лиры. Студентам еще вдвое дешевле, но. Переходишь с одной ветки метро на другую - платишь как за пересадку. С метро на мармарай - пересадка. Снова в метро - и опять платить. Поначалу непривычно было, слишком быстро деньги улетали, пока не сообразила, что к чему. Правда, эти пересадки стоят уже меньше: за вторую поездку отдаешь 1, 85 TL, за третью - 1,40, за все последующие по 0,90 лиры. Сама карточка стоит 6 лир и продается в аэропорту и в киосках на каждом шагу.

Перебраться через Босфор на пароме - двадцать минут. Но если надо доехать с одного конца сосиски на другой, это часа четыре. Самые дальние районы даже почти имена нарицательные: в Европе это Бейликдюзю, в Азии Тузла. Несчастны те, кто живет в Азии, а на работу в Европу ездит на машине, и наоборот.

Поездка на почти любом виде транспорта стоит 2.6 лиры, если вы купите себе IstanbulKart.

А это Девичья башня, Kız Kulesi (правда, мой автокоррект все время предлагает Kiss Kulesi.

ВК | FB | Insta