Энциклопедия заблуждений: Печать не нужна

Одним из средств индивидуализации юридического лица может стать печать.

Ранее общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество должны были иметь круглую печать, содержащую полное фирменное наименование этих обществ на русском языке и указание на их место нахождения.

С 6 апреля 2015 года отменена обязанность хозяйственных обществ (ООО и АО) иметь печать, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст.ст. 2, 6 Федерального закона от 06.04.2015 N 82-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ").

Теперь ООО и АО вправе, но не обязаны иметь печать (п. 5 ст. 2 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об ООО), п. 7 ст. 2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО)).

Как разъяснил Минфин России, в случае отсутствия у общества печати налоговые органы не могут требовать ее проставления на налоговых декларациях (расчетах) и копиях документов, представляемых в связи с налоговой проверкой (см. письмо от 06.08.2015 N 03-01-10/45390).

Исключения могут быть предусмотрены федеральными законами. Так, например, обязанность использовать печать установлена для юридических лиц, осуществляющих оценочную деятельность (абз. шестнадцатый ст. 11 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").

В настоящее время некоторые подзаконные правовые акты по-прежнему предусматривают обязательное использование печати организации, например, для документов эмитентов (п.п. 1.6, 1.12 Стандартов эмиссии ценных бумаг, порядке государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утв. положением Банка России от 11.08.2014 N 428-П).

Во избежание спорных ситуаций до приведения в соответствие с федеральным законодательством подзаконных нормативных правовых актов не рекомендуется отказываться от печати.

Требования об использовании печати содержатся также в Постановлении Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 "О трудовых книжках". Однако проставление печати на первой странице трудовой книжки, вкладыше в трудовую книжку, а также в иных предусмотренных случаях осуществляется при наличии печати. Если в организации отсутствует печать, записи, внесенные в трудовую книжку заверяются подписью работодателя или лица, ответственного за ведение трудовых книжек (разъяснение, утв. приказом Минтруда России от 31.10.2016 N 589н).

Сведения о наличии печати должны содержаться в уставе общества (абз. второй п. 5 ст. 2 Закона об ООО, абз. второй п. 7 ст. 2 Закона об АО).

Форма и содержание печати в случае её наличия у общества законодательно не регламентированы.

Исходя из действовавших ранее требований, а также сложившейся практики печать юридического лица может содержать:

- полное фирменное наименование юридического лица на русском языке. Полное фирменное наименование должно включать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности (п. 2 ст. 1473 ГК РФ);

- место нахождения юридического лица;

- фирменное наименование организации на любом языке народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.

- иную информацию и надписи (например, ОГРН, КПП, надписи "Для документов, "Для договоров" и т.п.).

На печати могут присутствовать различные изображения, например логотип организации. Однако при использовании таких изображений необходимо учитывать, что размещаемое на печати обозначение может являться объектом интеллектуальной собственности (товарным знаком, коммерческим обозначением и т.п.), которому предоставляется правовая охрана (ст. 1225 ГК РФ).

Если исключительные права на это обозначение принадлежат другому лицу, для его правомерного использования организации необходимо получить согласие правообладателя.

Законодательство не содержит правил относительно размера, шрифтов текста на печати организации. Цвет чернил для оттиска печати также не регламентирован, но по сложившейся практике обычно используются синие и фиолетовые чернила.

Количество печатей, которыми может располагать общество, законодательством не ограничено. Организация вправе иметь и использовать несколько печатей, в том числе для различных целей.

Наличие нескольких печатей в организации с разграничением сферы их использования, например, "Для договоров", "Отдел кадров" и др. рекомендуется для дополнительной защиты финансовых документов организации и контролем за документооборотом в целом.

В некоторых случаях печати и штампы организации должны соответствовать определённым критериям. Например, по мнению Федеральной службы по труду и занятости, использование штампа с наименованием организации при ведении трудовой книжки не является нарушением, если на нем указаны полное и сокращенное (при его наличии) наименования организации и штамп будет приравнен к записи в трудовой книжке (см. письмо от 19.08.2015 N 1922-6-1).

Печати организации не подлежат государственной регистрации.

Помимо печати ООО и АО могут иметь штампы и бланки со своим наименованием (п. 5 ст. 2 Закона об ООО, п. 7 ст. 2 Закона об АО).

При изменении данных, указанных на печати (например, наименования, местонахождения юридического лица), необходимо изготовить новую печать и уничтожить старые. Также уничтожаются пришедшие в негодность печати и штампы организации, о чём уполномоченные в организации лица должны составить специальный акт.

Другие статьи на эту тему можно почитать на моем сайте