Как научить ребёнка проигрывать?

Неудача: трагедия или стимул?
Неудача: трагедия или стимул?

“Вожу внука в шахматную секцию. Ребёнку нравится, тренер хвалит. Но на днях после соревнований Вадик вышел ко мне весь в слезах: “Не пойду сюда больше!”. Оказалось, что на турнире проиграл мальчику, который до этого ходил в “середнячках”. Как объяснить внуку, что поражение — это не конец света? И нет ли в таком восприятии неудачи ошибок семьи? А. И. Головнин”.

Ситуация не самая простая. С одной стороны, родители поступают правильно, стараясь вырастить человека, умеющего добиваться своих целей. С другой — часто при этом “перегибают палку”. Что это значит?

Взрослые нагружают ребёнка непомерными требованиями, желая, чтобы он реализовал то, чего не смогли они. И получается, что неудачи дочери или сына воспринимаются ими как свои собственные. Это неверный подход. Согласитесь: даже если ваше чадо бегло говорит на английском, всегда найдётся ребёнок, который делает это хоть чуть-чуть, но лучше. При этом Вадик (Марина, Серёжа, Стас) знает, что дома его ждут, условно говоря, только с победой. Вот и выходит, что постоянными требованиями успехов родители формируют у ребёнка неадекватную самооценку.

Во-первых, она может быть заниженной, когда малыш чувствует, что дети вокруг более умные, умелые и так далее. Во-вторых, самооценка ребёнка бывает неадекватно завышенной. Тогда его жизнь превращается в гонку за лидерством.

Реакция на проигрыш у таких детей тоже неадекватная. Первые чувствуют свою вину — не смогли оправдать ожидания. Ребёнок воспринимает себя неумелым, неуклюжим, некрасивым, отсюда — самокопание и самобичевание. Вторые, наоборот, склонны винить в своих неудачах окружающих, в том числе и родителей. Таким детям очень трудно признать своё поражение. Они могут зациклиться на этом. Основная причина поведения в обоих случаях — неумение и нежелание брать ответственность за события своей жизни.

Как научить ребёнка проигрывать?

— Прежде всего нужно подавать личный пример отношения к проигрышу, — считает психолог Инна Кудрявцева. — Наши дети во многом учатся у нас, причём подражают больше нашим действиям и эмоциям, а не словам. Задумайтесь: когда не получается что-то у вас, как реагируете на это вы? Можете ли вы сами достойно принять неудачу? Контролируйте своё поведение, чувства, высказывания. Рассказывайте, как вы в детстве испытывали поражения и что при этом чувствовали. Это поможет понять, что неудача может произойти с каждым, однако можно и нужно повторить попытку.

Очень важно, чтобы ребёнок ощущал вашу любовь и понимание. В этом случае фиаско не будет восприниматься как трагедия всемирного масштаба. Хвалить детей нужно умеренно и обязательно заслуженно. Похвалой, как ни странно, тоже можно испортить. Когда хвалят за всё, складывается идеальное представление о себе, в которое никак не входят неудачи. Вместо “Ты нарисовал лучше всех!” лучше сказать “Мне очень нравится твой рисунок!”. Важно, чтобы ребёнок понимал и принимал свою ответственность за поражения. Тогда проигрыш будет восприниматься как стимул пробовать что-то ещё и ещё раз.

Дети хотят быть первыми, потому что мы сами их к этому призываем. “Кто быстрее съест суп?”, “Кто скорее соберёт все игрушки?”. В желании первенствовать нет ничего зазорного, оно формирует отличное качество — добиваться цели, доводить дело до конца. НО! Играя в шашки, папа поддаётся сыну, чтобы не расстраивать его. Мама “никак не может” слепить медведя из пластилина, дочка же без видимых усилий справляется. Знакомая ситуация? И вот умник и умелец приходит в детский сад. А там все дети — маленькие “звёзды”. Стресс...

Можно вывести несколько правил, которые научат ребёнка проигрывать.

1. Позвольте ему получать негативный опыт. Не бойтесь произносить при малыше, что все люди ошибаются и на ошибках учатся. Проговаривайте, как можно было ошибку исправить или сделать что-то лучше.

2. Не требуйте от него быть всегда лучшим. Малыш ещё не умеет справляться с провалами.

3. Найдите те качества, которые у ребёнка лучше всего проявляются, и помогайте развивать их. Это будет своего рода “подушка безопасности”.

4. Хвалите за старания. Рисунок вышел небрежным? Скажите, что он хорошо подобрал цвета, заметьте при этом: “Я знаю, что ты умеешь рисовать аккуратно. Попробуй ещё раз!”.

5. Не иронизируйте над малышом и, конечно, не ругайте, если он запнулся, читая стихи на утреннике, и т. д. Ранимый ребёнок воспримет это как трагедию.

6. Помогите чаду научиться радоваться за победителя.

И помните: новейшие методики и развивающие занятия — это хорошо. Однако нельзя забывать о качествах, которые на самом деле помогут детям быть жизнерадостными, счастливыми, а значит — и успешными.