Как распознать недобросовестное ICO

Капитализация криптовалют бешено растет, их особо активно обсуждают и хорошо рекламируют. В этой индустрии крутятся огромные деньги, а там где деньги — там и мошенники. ICO очень удобная современная система сбора денег для начинающей компании или стартапа, но большинство после сбора денег исчезают. Что и подрывает доверие к системе ICO. Даже в Китае правительство запретила проводить эти хоть и безумно прибыльные для инвесторов, мероприятия.

Поэтому если вы хотите вложить свои деньги в ICO и не оказаться в ситуации как с литовским стартапом Prodeum, который оказался удалён после «ICO на $6 млн», вы должны знать некоторые правила)

В сфере IT намеренное мошенничество с целью получения прибыли назвают “Скам”. Для того, чтобы обезопасить людей, даже создан сайт scam.com, на который добавляют все скам-проекты, о которых становится известно.

Мне кажется, будет правильным рассказать немного теории. Вообще, какие бывают скам-ICO?

  • Явные скамы-это, когда организаторы вообще не парятся по проекту, рассчитывая на то, что кто-то поведется и уже будет норм.
  • Проработанные скамы — тут отношение посерьёзнее. У проекта не только идея, но и адекватное описание. Чтобы определить, что это скам, нужен анализ посерьезнее.
  • Качественные скамы —максимальная продуманность и проработка. Это мастерство мошеннического дела, распознать которое без специалиста невозможно.
ICO команда ахаха
ICO команда ахаха

Итак, основные принципы, на которых должен базироваться анализ ICO.

  • Анализ концепции. Нужно убедиться в жизнеспособности проекта, узнать в чем его суть, чему он помогает и для чего создан. А так же должны быть указаны конкретные сроки и должны быть выполнены обещания. Если идею невозможно реализовать в ближайшем будущем — вам этот проект не нужен. WitePaper должен быть логичным и понятным, там не должно быть несостыковок и расхождений. Опять же, если WitePaper нет вообще, или всё непонятно запутано, то проект — скам.
  • Еще раз про WitePaper. Если он списан с другого проекта (что довольно часто бывает) — скорее всего скам. Конечно, есть исключения, например монета TRON, разрабы которой скопипастили wp другого проекта, но сам проект не является скамом и активно развивается.
  • Road Map должен повторять Wite Paper, не должно быть несостыковок. RM не должна быть слишком дерзкой и агрессивной.
  • На сайте нормальных ICO должны указывать куда будут потрачены денег.В случае анализа ICO, на сайте должно быть указано на что пойдут привлечённые средства.
  • Сам сайт должен выглядеть нормально. Не требуется каких-то сверхтехнологий и сложных дизайнов, просто не должно быть багов и сайт не должен быть полной копией другого проекта.
  • Проверьте посещаемость сайта, если она падает — верный признак скама.
  • Проверка команды. Это один из самых важных пунктов. Нужно узнать как можно больше инфы по команде, достоверность контактных данных их опыт в других проектах. И еще, обычно члены команды ведут социальные сети, так как ICO — публичное мероприятие. А анонимная команда — признак скама (чтобы морду не набили). В некоторых скамах при банальном поиске по фото члена команды, может выдавать совершенно разных людей)
  • Проверка компании. Юридический адрес, телефоны, так же как и в случае с командой, нужно проверить.
  • Анализ токена. В принципе, можно много чего анализировать, но достаточно будет понять какое количество токенов будет выпущено и как будет увеличиваться их стоимость. Если эмиссия не будет ограничена, то можно будет увеличить общее количество, за счет чего упадет и стоимость токенов.
  • Проверяйте адвайзеров. Видел несколько проектов, куда впихивали Джона Макафи или Виталика Бутерина как адвайзера, хотя эти ребята ни разу не слышали о проекте. Обычно об этом пишут в твиттере или на форумах.
  • Обещание немыслемой доходности — обман. Как, например, битконнект на котором якобы можно было за день стать миллионером.
  • Публичность проекта. Про это уже частично писал, но должны быть аккаунты в социальных сетях (Твиттер, форумы, ютуб и т.д.). Обзоры и вообще упоминания проекта медийных людей, блоггеров, и вообще кого-то известного. Про хорошие ICO говорят в СМИ.
  • Централизация и отсутствие ликвидности — скам. Токен должен использоваться внутри продукта, иначе она превратится чисто в спекулятивный товар.

Заключение

Не верьте хорошему пиару. Всегда всё дотошно проверяйте, перед тем, как вложить свои деньги. Если не уверены в проекте, а продажа токенов вот-вот закончится, лучше не рисковать — это может быть простым маркетингом.

Помните, любое вложение в ICO — большой риск, поэтому нужно быть уверенным в безопасности своих активов. Ищите проекты, цели которого понятны вам и идея проекта совпадает с вашей.