У шумер была экономика? Не верится

13.02.2018

Статья предоставлена телеграм-каналом "Эти странные люди"

Привет, дорогие читатели. У кого сильная экономика - тот и в дамках, а сегодня поговорим об одной из первых экономик мира. Наслаждайтесь!

Несколько слов о географии

Пространство между Тигром и Евфратом делится на несколько природных зон. В пределах сухой субтропической зоны расположена Верхняя Месопотамия. На севере Верхней Месопотамии находиться холмистая местность, куда влажные ветра со Средиземного моря приносят обильные зимние дожди для ранних посевов. Далее к югу лежат сухие степи, и здесь вдоль речных долин, у источников, можно сеять, редко используя искусственное орошение, а в степях достаточно растительности для прокорма стад. Даальше к югу, за границей сухой тропической зоны, начинается третий район Месопотамии — гипсовая пустыня с малым количеством осадков. Она тянется по обе стороны Евфрата на расстояние около 200 километров. За гипсовой пустыней, южней современного Багдада, начинается четвертый район — нанесенная реками (аллювиальная) низменность Нижней Месопотамии (которую также называют Двуречьем или Южным Двуречьем).

Здесь Тигр и Евфрат сильно сближаются, а в древности они текли параллельно друг другу, достаточно близко. Здесь находиться область плодородных почв, но плодоносить они могли только при систематическом орошении речными водами, иначе палящее солнце превращало их в пустыню уже в нескольких шагах от реки.

В низовьях Тигра и Евфрата из сухого ила создавалась плоская низменность. Гладкая поверхность равнины была причиной того, что Евфрат и его рукава, а в самых низовьях и Тигр, при своих разливах часто меняли направление, затопляя огромные пространства и оставляя другие места без воды. Наводнение начинается в Двуречье весной (март-апрель), когда в горах Армении тает снег и обильно идут дожди.

Первым разливается Тигр, на две недели позже — Евфрат. Нормальный земледельческий цикл работ возможен лишь в том случае своевременного отвода воды в каналы и бассейны, где они могут храниться для поливки посевов после осеннего посева. Но была сложность: Тигр на значительном протяжении течет в высоких берегах, что требует для отвода воды водоподъемных устройств, которых в шумерское время, конечно же не было. Из-за этого, а также ввиду большой скорости течения долгое время воды Тигра для орошения полей не использовались, и первые поселения и города выросли вдоль Евфрата, его рукавов и искусственных каналов, а также за Тигром, в долине Диялы.

Месопотамия

Как же тогда возникла цивилизация?

Возникает закономерный вопрос: почему цивилизация Меспотамии возникла не на севере, где холмистая местность и нет нужды в искусственном орошении, а на юге, под палящим солнцем и в безводной местности?

На этот вопрос есть ответ в гипотезе от английского культуролога А. Тойнби. Она состоит в следующем: первобытное общество становиться цивилизацией лишь в том случае, если не боиться преодолеть неблагоприятные факторы внешней среды. Побеждая все это, сообщество становиться крепче, накапливает необходимый опыт и знания, совершенствует свои навыки по выживанию. Поэтому, где среда благоприятная (север Месопотамии), то там сообщества застыли в своем развитии. Одним словом, чем тяжелее вызов, тем изощренней ответ, вследствии чего на юге Месопотамии зародилась цивилизация, оставившая свой след в истории.

Из ранних пиктографических текстов из храма в городе Уруке, дошедших до нас и дешифрованных А. А. Вайманом, мы узнаем о том, что представляло из себя одно из древнейших хозяйств планеты.

Раскопки Урука в современном Ираке. На переднем плане — руины Каменного здания.

Знаки письма ничем не отличаются от рисунков, что помогает при их расшифровке.

Пиктографическая надпись, найденная в Уруке

В большом количестве встречаются изображения ячменя, полбы, пшеницы, овец и овечьей шерсти, финиковой пальмы, коров, ослов, коз, свиней, собак, разного рода рыб, газелей, оленей, туров и львов. Что-то выращивали из растений, на некоторых животных охотились, кого-то одомашнили.

Статуя Курлиля – начальника житниц Урука

На табличках из предметов быта часто были изображены сосуды для молока, пива, благовоний и для сыпучих тел, а также специальные сосуды для жертвенных возлияний.

Пиктограммы донесли сквозь время для нас изображения металлических орудий и горна, прялок, лопат и мотыг, плуга, саней для перетаскивания груза по заболоченным местам, четырехколесных повозок, канатов, рулонов ткани, тростниковых ладей с загнутыми носами, тростниковых загонов и хлевов для скота, тростниковых эмблем богов-предков и др. Существуют в это раннее время и обозначение правителя, и знаки для жреческих должностей, и специальный знак для обозначения раба.

Табличка из Урука, датируется IV тысячелетием до н.э. Повторение знаков в столбцах говорит о том, что это фрагмент счетной книги

Все эти свидетельства письменности указывают, во-первых, на земледельческо-скотоводческий характер цивилизации с остаточными явлениями охоты; во-вторых, на существование в Уруке большого храмового хозяйства; в-третьих, на наличие в обществе социальной иерархии и отношений рабовладения. Данные археологических раскопок свидетельствуют о существовании на юге Двуречья ирригационной системы двух видов: бассейнов для накопления вод весеннего паводка и магистральных каналов большого протяжения с постоянными узлами плотин.

Терракотовая фигура шумерского божества. Телло (Лагаш).

Поскольку все хозяйственные архивы раннего Шумера дошли до сегодняшнего дня из храмов, в науке возникла мысль о том, что сам шумерский город был городом-храмом и что вся земля в Шумере принадлежала только жречеству . На заре шумерологии эту мысль высказал исследователь А. Даймель, а во второй половине двадцатого столетия его поддержал А. Фалькенштейн.

«Овальный храм» в Хафадже. III тыс. до н. э. Реконструкция

Но российский ученый И. М. Дьяконов доказал, что существовали также и общинные земли, причем их было больше чем храмовых. Он подсчитал численность городского населения и сравнил с численностью с храмовым. Потом подсчитал общую площадь земель южного Двуречья и сравнил с храмовыми землями. Общинной земли оказалось больше (уже в то время существовали документы о купле-продаже земли). Но также выяснилось, что в шумерской экономики было два сектора: хоязйство общины - уру, и храма - э.

Общую картину всего землевладельческого хозяйства наглядно показывает документ, найденный при раскопках в Лагаше. Согласно ему существовало три вида земли:

1. Земля жреческая (ашаг-нин-эна), которая возделывалась храмовыми сельскохозяйственными работниками, использовавшими скот и орудия, выдаваемые им храмом. За это они получали земельные наделы и натуральные выдачи.

2. Земля кормления (ашаг-кур), которая раздавалась в виде наделов должностным лицам храмовой администрации и различным ремесленникам, а также старостам групп сельскохозяйственных работников. В эту же категорию стали входить и поля, выдававшиеся лично правителю города как должностному лицу.

3. Земля возделывания (ашаг-нам-уру-лаль), которая выдавалась из храмового фонда отдельными наделами за долю в урожае. Брали ее храмовые служащие и работники в дополнение к своему служебному наделу или пайку, а также родственники правителя, члены других храмов и, возможно, вообще любой свободный гражданин города, имевший силы и время для обработки дополнительного земельного надела.

Вход в захоронение-мавзолей эпохи третьей династии Ура

Представители общинной знати (в том числе и жрецы) наделов на земле храма или не имели, или располагали небольшими наделами, преимущественно на земле возделывания. Из документов купли-продажи выясняли, что эти лица, как и родичи правителя, имели большие земельные владения, получаемые непосредственно от общины, а не от храма.

О существовании внехрамовой земли сообщают различные типы документов, относимые наукой к договорам купли-продажи. Это глиняные таблички с деталями сделки, и надписи на обелисках правителей, где сообщается о продаже царю земельных наделов и описывается сама процедура сделки. Из них выясняется, что внехрамовой землей владела большая семейная община. Под этим подразумевается коллектив, связанный общностью происхождения по отцовской линии, общностью хозяйственной жизни и земельного владения и включающий больше, чем одну семью. Такой коллектив возглавлялся патриархом, который и организовывал процедуру передачи земли покупателю.

Голова быка. Навершие арфы из Ура

В следующей части мы продолжим.

Продолжение следует...

P.S. У нас появилась web-версия нашего телеграм-канала, где можно делиться интересными статьями в социальных сетях и блог на Яндекс.Дзене.

Перейти на сайт: http://monk_ey.tggram.com

Поймать .Дзен: "Эти странные люди"