"Убийство в восточном экспрессе" или настоящие усы Пуаро. Мнение и спойлеры.

В день когда я решил сходить на очередного "Пуаро", в ближайших ко мне 4-х кинотеатрах показывали "Тора", "Лигу справедливости" и еще что-то там не помню уже что. Однако только на "Убийство в восточном экспрессе" все сеансы в тот день с утра до 17-ти вечера были уже выкуплены. Wtf подумал я ибо не ожидал такого интереса к классике детективного жанра. Пришлось сходить на "Лигу" что бы как-то скоротать время до пяти часов - зал был наполнен едва ли на треть. На "Убийство" я пришел в полностью занятый людьми зал! С каких это пор у нас вдруг усатый детектив-педант бросающийся фразами по французски, стал интересовать почтенную публику больше Бэтменов, Торов, Суперменов и Чудо-баб?

Сам фильм мне понравился, но все же я ожидал от него совсем другого, хоть промо намекало, что мы увидим нечто вроде "Шерлока" Гая Ричи с шутками и экшоном. Но разве можно столь мрачную историю превратить в комедию? Что ж нельзя, но похоже Брана немного пытался это сделать. Кстати о Бране - никак на вскидку не мог вспомнить ни одного фильма с ним и даже с горяча перепутал его с антагонистом в "Телефонной будке". Роль ему я считаю удалась, и возможно была бы одной из самых заметных в ряде многочисленных экранизаций этого детективного эпоса, если бы только не одно...

Здрасьте, я ваш новый Пуаро
Здрасьте, я ваш новый Пуаро

Ну вы поняли - Дэвид Суше и самый популярный сериал по романам Агаты Кристи. Когда вы слышите "...Пуаро..." у вас сразу в голове возникает образ лысеющего толстяка с черными тонкими усиками, передвигающегося аккуратными шажками и едва терпящего малейший дискомфорт. Это все равно, что при имени "Шерлока Холмса" вы сразу вспоминаете господина Ливанова: и это при том что волна последних "Холмсов" накрыла мир и наводнила их Дауни-младшими, Камбербетчами и всякими там Ли Миллерами!

Как я уже сказал, фильм мне понравился. Хотя меня откровенно разочаровали начало фильма и более всего его финал. Понятное дело что не развязка, ведь когда смотришь один и тот же сюжет, уже не удивляешься, тому что "убийца не дворецкий". Сразу скажу, что мне более всего нравятся у Кристи помимо "восточного экспресса", это "Пять поросят" и "Убийство Роджера Экройда".

Еще в трейлере, пестрящим такими персоналиями как Джонни Депп и Мишель Пфайффер, Уильям Дэфо итд итп, был задан эдакий загадко-юморной тон, особенно последней репликой про то кто "самый лучший в мире детектив".

Вообще в книгах Пуаро действительно был самоуверенным фигляром-нарциссом, но Дэвид Суше в корне изменил этот образ сохранив при этом все черты характера персонажа (и это не про усы). Каждая история Пуаро это мрачная повесть пропитанная трагедией с десятком лиц и их историй, которые сплетаются в кучу малу и в фирменном стиле Пуаро разжевываются им на специальном собрании под конец, где он макает в гавно каждого участника прежде чем, фигурально, схватить убийцу за яйца. Юмором там и не пахнет.

Брана же больше походит на книжного Пуаро, у него даже усы "как в книге", но "тащит" только в сценах где серьезен и не изображает клоуна. Например в разговоре с Рэтчетом-Деппом, когда последний пытается нанять детектива для защиты. Но сразу вспоминается та же сцена в сериале и все уже не кажется таким приятным.

Пуаро даже толком не развернулся в сторону Рэтчета и почти весь разговор простоял спиной к нему и это более всего выражало презрение чем явный и прямой отказ (не говоря уже о том что бы схавать пирожное у ублюдка). 

Мда:

Вы какашка, работать на вас не буду, но пироженка вкусная.
Вы какашка, работать на вас не буду, но пироженка вкусная.

Про всякие кунг-фу Пуаро-Браны и мастерское использование ниндзя-трости, говорить не буду, но о главном для себя скажу:

Начало в Пуаро-Сушэ. Двое участников последующих событий и сам Пуаро, становятся свидетелями того как толпа забивает камнями женщину, чиня самосуд. Сцена и реакция персонажей на происходящее задают тон всему повествованию. В конце вы не раз вспомните эту сцену, хотя к сюжету она не имеет вообще никакого отношения.

"Вы люди. Устраивая самосуд, вы становитесь дикарями"
"Вы люди. Устраивая самосуд, вы становитесь дикарями"

Пуаро-Брана. Начало с подбором одинаковых яиц для Пуаро еще куда ни шло, но сцена разоблачения вора с участием "раввина, священника и имама" и использованием затойчи-трости, пропитана показухой и иронией.

Раввин, священник и имам - как в анекдоте и даже сам персонаж шутит об этом в кадре
Раввин, священник и имам - как в анекдоте и даже сам персонаж шутит об этом в кадре

Раввин, священник и имам - как в анекдоте и даже сам персонаж об этом в кадре говорит. Весело, но в такой истории совсем не смешно и не серьезно.

Далее все было вполне умеренно, если не считать пары совершенно лишних экшен-сцен и Пуаро стенающего "О моя Катрин" по какой-то левой бабе на фотографии в глухие ночи.

К слову сказать, в сериале Пуаро молился ночью, и эта деталь нужна была для эмоциональной концовки, где его выбор оставался неясным до самой последней минуты. А тем временем в соседнем купе молился Рэтчет-Кассетти, и потом это "дергало", как если бы это были Максимилиан Кольбе и Амон Гёт (ни кому не в обиду это сравнение).

А у Браны:

"О моя Катрин!" кто это? Сестра, жена, любовница, продавщица пирожков?
"О моя Катрин!" кто это? Сестра, жена, любовница, продавщица пирожков?

Не верю короче.

Мне понравилась игра Мишель Пфайффер. Глядя на эту женщину-соблазнительницу, я совсем забыл о ее роли в сюжете.

А если не знать ее роль в сюжете, то и местный юмор покажется вам неуместным только под конец. Если вы вообще про него вспомните.

- "Все в порядке миссис Хаббард? Я знаю у Вас мощная интуиция..."

- "Аааа, мой второй муж говорил тоже самое... Нет-нет - первый. Умнейший из всех мужчин. Лицо как репа. Но я любила эту репу..."

Смешно, но грустно.

И наконец - конец.

Блин, меня до сих пор не отпускает. Вот как можно обгадить шедевр? Спросите у Кеннета Браны!

Сушэ:

Традиционное финальное собрание с разоблачением было спонтанным. Все участники грелись сидя в одном вагоне, и тогда на реплики каждого, Пуаро начал вяло отвечать разоблачениями. Он еще и сам не сложил мозаику до конца и вот она сложилась прямо здесь и сейчас. И перед ним стал выбор. Который сыщик не хотел выбирать, у него была твердая позиция и не было сомнений. Как и у убийц. Каждый кто смотрел, всерьез опасался за жизнь Пуаро в этой напряженной и даже жуткой сцене.

Мстители в любую секунду могли стать уже просто убийцами, но все же остались людьми.

Может поэтому Пуаро решил их не выдавать, а может потому что его собственная вера пошатнулась. И этот выбор дался ему крайне не легко и это очень хорошо показано.

Не только веришь, но и сопереживаешь. Причем больше Эркюлю Пуаро, чем этим несчастным жертвам-мстителям.

А у Браны вся драматичность размазана до полной херни с подробным разжевыванием истории почти каждого мстителя и некой отсылкой к тайной вечере. В итоге неуместная сцена-собрание.

Общий смысл которой: "Вы все убийцы-Ага-Застрелите меня и проваливайте-Нет-Ну тогда я вас прощаю". Пуаро-Брана даже попытался "налюбить" их незаряженным револьвером, что по меньшей мере выглядело цинично. Как позерство в виде дурацкого не свойственного Пуаро самопожертвования. Выглядит так будто сыщик не страдает от тяжелого морального выбора, а ну просто устал, расследование такое муторное, все свидетели врут и еще они все убийцы как оказалось, ой все!

Типичная нынешняя толерантность тоже соблюдена: в фильме есть злой неуравновешенный русский (причем играл его наш соотечественник - видать для пущего реализма) и доблестный негр-офицер-врач.

В самом конце опять юмор и намек на продолжение, которое видимо будет про "Смерть на Ниле".

В итоге. Думаю народ сбежался увидеть аналогичную адаптацию ШХ с Дауни. Убийство, юмор, шутки, экшен. Но кино получилось более серьезным и не таким отчаянно казуальным (не в обиду Ричи - его фильм мне тоже понравился). Но до сериального Пуаро не дотягивает, как Титаник до поверхности. Продолжение конечно посмотрю. Но ожидать от него чего-то большего чем от типичного современного кино широкого зрителя, совсем не стоит. "Смерть на Ниле" тоже выбрана явно из-за возможности наворотить там каких-нибудь "индиан джонсов" для экшона. Вот сняли бы лучше по серьезному "Пять поросят", там есть все - кроме мест куда можно вставить казуальщину. Но фиг нам всем.

А жаль (но это не точно).

Всем хорошего кина.

Читайте меня тут или подписывайтесь на мой канал в telegram (а лучше и то и другое:))