3 подписчика

Свидание с Ван Гогом

Путешествия
Больше по теме

Винсент Ван Гог, Автопортрет, 1887
Винсент Ван Гог, Автопортрет, 1887

В детстве родители выписывали нам с братом замечательный журнал “Мурзилка”. Еще был журнал “Миша” и его я тоже любила - за бумажные куклы и одежку для них, но “Мурзилку” я все-таки любила больше. А все потому, что там в серединке был вкладыш с картинами какого-нибудь художника и его краткой биографией. С этих листочков, наверное, моя любовь к искусству и началась. Вкладыши эти я много лет собирала и бережно складывала в отдельную папочку, гордо именуя ее “коллекцией”. Годам к 12 собралась толстенная папка.

Лет в 5-6 я больше всего любила Шишкина, Перова, Айвазовского и прочих русских реалистов, потому что у них на картинах все было как в жизни, только лучше. Чуть позже я осознала, что искусство - это не про то, чтобы было похоже, а про характер и чувства, которые несет картина. В 12 я любила Врубеля и Левитана - ярких, харАктерных, живых. В 16, уже заканчивая художку, я влюбилась в импрессионистов, особенно в Сислея, Моне и Ренуара. Я и до сих пор их нежно люблю за яркость красок, порывистость линий и нечеткость очертаний.

Винсент Ван Гог, "Подсолнухи", 1888
Винсент Ван Гог, "Подсолнухи", 1888

И на протяжении всех этих лет был один художник в моей коллекции, картин которого я совершенно не понимала. Винсент Ван Гог. “Желтые подсолнухи на желтом фоне? Серьезно? Я в 8 лет могла лучше нарисовать”, - думала я и самоуверенно задирала свой маленький нос. “Рыжий бородатый мужик с перекошенным лицом? Ван Гог, ты что, строения человеческого черепа не изучал? Лопух!”.

Все изменилось, когда я впервые увидела его живьем. Не Ван Гога, а картину. Случайно наткнулась в Эрмитаже. Это были “Хижины” - не очень известная работа и далеко не самая лучшая. Шла, наверное, на поиски “Мадонны” Леонардо Да Винчи, необразованная восемнадцатилетняя мадмуазель, мнящая себя экспертом. А тут они. Нежные зеленые луга, зеленые же крыши. Много-много оттенков зеленого, и все жизнерадостные, веселые, живые. Каждый мазок создает движение, заданный художником ритм. И кажется, что трава шелестит на ветру, развевается то в одну сторону, то в другую. Она не похожа на настоящую, а по ощущениям - самая что ни на есть реальная, живая трава, которая пахнет так же, как июльские поездки за сеном с моим татарским дедушкой.

Винсент Ван Гог, "Хижины" , 1890
Винсент Ван Гог, "Хижины" , 1890

Тогда-то я и поняла, что по репродукции картину невозможно увидеть по-настоящему. И хотя с тех пор я скупаю толстенные книги с картинами и фотографиями, я все же понимаю, что ни одна репродукция не сравнится с тем, что висит в музее. Пикассо может показаться мазней, купальщицы Ренуара - толстыми целлюлитными тетками, а “Троица” Рублева - куском дерева. Потому что, увы, ни печать, ни экран компьютера не передают произведение искусства как оно есть.

Винсент Ван Гог, "Звездная ночь", 1889
Винсент Ван Гог, "Звездная ночь", 1889

Что-то я отвлеклась от Ван Гога, возвращаюсь. Ван Гога я с тех самых пор люблю. Скупила тогда в Эрмитаже открытки, календари с этими хижинами. В другой свой приезд в Питер балдела на интерактивной выставке Ван Гога - лежишь на чем-нибудь мягком на полу, а по стенам, на потолке сменяют друг друга картины. Играет подходящая музыка, время от времени показывают слайды с описанием жизни художника. И хотя это не то же, что увидеть картины живьем, все же шикарно. Конечно, я видела то, что есть в открытом доступе в Москве, и с “Красных виноградников в Арле” я балдела еще больше, чем с “Хижин”. Всего в России 14 его работ: 9 в Эрмитаже в Санкт-Петербурге и 5 в Музее изобразительных искусств имени Пушкина в Москве. Наверняка у кого-нибудь из олигархов есть замечательные экземпляры, но в дом Романа Абрамовича я, увы, не вхожа. Однако же я не теряю оптимизма и даже когда-то рассчитала, сколько мне нужно получать, чтобы к 60 годам купить недорогую живописную работу Ван Гога. Получилось что-то около 2 миллионов рублей в месяц. Хотя, с другой стороны, любая картина может надоесть, а ходить по музеям интересно всегда.

Винсент Ван Гог, "Красные виноградники в Арле", 1888
Винсент Ван Гог, "Красные виноградники в Арле", 1888

Теперь я очень хочу попасть в Музей Ван Гога в Амстердаме. Мне не нужен Париж и Лувр с его “Джокондой”, отвезите меня в Амстердам! Подозреваю, что мне не хватит одного дня в этом музее. Догадываюсь, что покупки в магазине при галерее мне обойдутся дороже, чем билет до этого самого Амстердама. Зато в Амстердаме несложно найти способ отвлечься от мыслей о всех этих тратах, если вы понимаете о чем я. И еще мне очень хочется поехать куда-нибудь за город, в нидерландскую глубинку, чтобы увидеть то, что видел Ван Гог в детстве и что позволило ему стать способным сотворить все эти замечательные, страстные или нежные, но обязательно живые полотна.

Moulin de la Galette, 1887 (вдруг вы до сих пор думаете, что Ван Гог не умел рисовать)
Moulin de la Galette, 1887 (вдруг вы до сих пор думаете, что Ван Гог не умел рисовать)

Помните, в опроснике Марселя Пруста, к которому прибегает Владимир Познер в своих интервью, есть такой вопрос: “С кем из людей, ныне живущих или умерших, вы хотели бы встретиться?”. В моем списке, без сомнения, был бы Ван Гог. Мне почему-то кажется, что мы с месье Винсентом нашли бы общий язык.

Больше текстов в моем телеграм-канале