Как сделать комментарий для СМИ «съедобным»

13.07.2018

Журналист просит ответить на ряд вопросов, вы отправляете запрос эксперту, в ответ получаете что-то среднее между трактатом и одой. Знакомая ситуация? Давайте разберем, как можно быстро адаптировать такой текст для СМИ.

1. Убедитесь, что логика изложения верна

Порой даже самые компетентные специалисты затрудняются изложить мысли последовательно. Вроде бы эксперт обо всём сказал, но логическая цепочка явно запуталась. В таком случае достаточно расставить фрагменты текста по местам, и ситуация улучшится.

Пример: Как вам удалось всего за год выйти в ТОП-5 предприятий Московской области?

Плохо: Мы оптимизировали все бизнес-процессы. Это помогло нам нарастить клиентскую базу, увеличить прибыль и выйти в ТОП-5 компаний Московской области. Сейчас нам удалось сократить время доставки в 3 раза и снизить процент брака до 0.01%. Основные факторы успеха компании — высокое качество продукции и сервиса.
Лучше: Основные факторы успеха компании — высокое качество продукции и сервиса. Чтобы усилить их, мы оптимизировали все бизнес-процессы. В результате нам удалось сократить время доставки в 3 раза и снизить процент брака до 0.01%. Это помогло компании нарастить клиентскую базу, увеличить прибыль и выйти в ТОП-5 предприятий Московской области.

2. Структурируйте текст

Если комментарий выглядит как большое «несъедобное» полотно текста, разделите его на смысловые блоки и добавьте подзаголовки. Журналисту удобнее работать с материалом, который правильно структурирован, а вам легче будет найти нужную информацию в готовом тексте.

3. Уберите «воду»

Сюда относится вся лишняя информация: повторы, сложные речевые обороты, бессмысленные слова.

Пример: Какой объем инвестиций в отрасль в 2019 году вы прогнозируете?

Плохо: Говоря о прогнозах на 2019 год, я предполагаю, что, несмотря на оценки экспертов, объем инвестиций в отрасль составит свыше 100 млрд. рублей.
Лучше: По моей оценке, объем инвестиций в отрасль в 2019 году превысит 100 млрд. рублей.

4. Сократите все громоздкие конструкции

Если предложение можно разбить на два без потери смысла, сделайте это. Предложения с причастными/деепричастными оборотами, вводными конструкциями, страдательным залогом следует максимально упростить.

Пример: Какой стратегии следует придерживаться компании, которая работает на высококонкурентном рынке? Можно ли назвать демпинг единственной «стратегией выживания»?

Плохо: Развиваясь на высококонкурентном рынке, компания должна в первую очередь сосредоточиться на качестве продукта, поскольку стратегия демпинга дает лишь краткосрочный эффект и потому не может быть использована на постоянной основе без ущерба для бизнеса.
Лучше: Компания, которая работает на высококонкурентном рынке, должна в первую очередь работать с качеством продукта. Стратегия демпинга дает лишь краткосрочный эффект, поэтому ее нельзя применять постоянно без ущерба для бизнеса.

5. Расшифруйте термины

Если вы пишите не для узкоотраслевого СМИ, все профессионализмы нужно «раскрыть» и пояснить. Текст должен быть таким, чтобы даже далекий от вашей отрасли человек понял его с первого прочтения.

Плохо: Иван Иванов допустил ошибку во вине спичрайтера.
Лучше: Иван Иванов допустил ошибку по вине сотрудника, который готовил для него текст речи.

6. Переформулируйте фразы-клише

Некоторые словосочетания употребляются настолько часто, что уже давно набили оскомину. Старайтесь избегать таких оборотов либо попробуйте сформулировать их иначе.

Плохо: Динамичное развитие, команда профессионалов и индивидуальный подход к клиентам позволяют нам удерживать позиции на протяжении 10 лет.
Лучше: Постоянное развитие, слаженная работа коллектива и чуткость по отношению к клиентам помогают нам удерживать позиции на протяжении 10 лет.

7. Уберите канцеляризмы

Данный, настоящий = этот, в настоящее время = сейчас, производить работу = работать, осуществлять помощь = помогать и т.д. Всего 5 минут — и текст станет гораздо живее.

Плохо: В настоящее время сложившиеся условия препятствуют компании осуществлять развитие в регионах.
Лучше: Сегодняшние условия препятствуют развитию компании в регионах.

8. Проверьте текст на ошибки

Не стоит полагаться в этом вопросе на журналиста или вымышленного корректора СМИ. Если вы допустили ошибку, редакция может ее и не заметить. В конечном итоге пострадает ваша репутация и репутация вашего эксперта. Вычитка займет совсем не много времени и сделает ваш текст более профессиональным.