Центр Жоржа Помпиду. Выставка "Кубизм" и современное искусство до 1960 года

ПРОДОЛЖЕНИЕ

ПРОЧИТАТЬ ПЕРВУЮ СТАТЬЮ ПРО ЦЕНТР ПОМПИДУ МОЖНО ПО ССЫЛКЕ

КУПИТЬ БИЛЕТЫ В ЦЕНТР ПОМПИДУ БЕЗ ОЧЕРЕДИ ПО ССЫЛКЕ

УРОВЕНЬ 5. 1905 -1960 годы

На этом уровне вы задержитесь надолго! Ведь здесь представлены работы великих художников XX века Матисса, Пикассо, Модильяни, Брака, Кандинского, Леже, Миро, Сони Делоне, Джакометти, Дюбюффе и многих других. Большая часть экспозиции посвящена кубизму. Собственно, мы и попали на тематическую выставку «Кубизм».

КУБИЗМ или
«bizarreries cubiques»

Английский искусствовед Эрнст Гомбрих определил истоки кубизма в своей работе: «В одном из писем Сезанн рекомендует молодому художнику рассматривать натуру как совокупность простых форм — сфер, конусов, цилиндров. Он имел в виду, что эти базисные формы необходимо держать в сознании как организующее начало картины. Пикассо и его друзья восприняли совет буквально».

В кубизме можно выделить несколько этапов: сезанновский, аналитический и синтетический

Сезанновский кубизм

Paul Cezanne
Cinq baigneuses, 1885—1887
Paul Cezanne Cinq baigneuses, 1885—1887

Именно Сезанн первым намеренно исказил перспективу, упрощая свои работы до геометрических фигур и нечетких объектов.

Вид на Париж
Вид на Париж

Кубизм возник в период 1905—1907 годов и ассоциируется с работами Пабло Пикассо и Жоржа Брака.

Термин «кубизм» появился в 1908 году, после того как Анри Матисс, увидев картину «Дома в Эстаке», написанную Жоржем Браком в 1908, крикнул: «Что за кубики» (фр. bizarreries cubiques).

«Если ты стремишься изучать искусство, то изучай кубизм»
К. С. Малевич

Из названия понятно, что этот период развития и появления направления кубизм связано с именем художника Поля Сезанна. Классическое представление о предметах и человеческих фигурах и лицах уходит в прошлое. Объекты предстают в виде геометрических фигур и форм, видно влияние африканской культуры, люди на картинах превращаются скорее в истуканов с ритуальными масками вместо лиц. Изменение касается и цвета. Объекты на картинах окрашиваются в теплые оттенки и появляется холодный фон.

Как ни странно, художники начали разочаровываться в импрессионизме и отвергать состояние мимолетности и солнечности в своих работах. Первопроходцем среди других импрессионистов в новом направлении живописи стал Поль Сезанн. Он был очень увлечен формой и светом. Искал новые сочетания и вариации. Эксперименты привели к появлению абсолютно новой живописи, где все объекты вписывались в геометрические формы и фигуры. Друзья и единомышленники Пабло Пикассо и Жорж Брак пошли еще дальше и разложили изображения на полотнах на геометрические кубы, создав абсолютно новую реальность, недоступную для понимания большинства ценителей искусства. Поймут их позже и эти картины будут стоить баснословные деньги. Так и появился Кубизм.

Paul Cezanne 
Портрет женщины с кофейником, 1895
Paul Cezanne Портрет женщины с кофейником, 1895
Paul Cezanne 
Portrait d'Ar broise Vollard, 1899
Paul Cezanne Portrait d'Ar broise Vollard, 1899
Paul Cezanne
La Table de cuisine (Nature morte au panier), примерно 1888—1890
Paul Cezanne La Table de cuisine (Nature morte au panier), примерно 1888—1890

Пабло Пикассо

Центральное место в экспозиции отдано, конечно, Пабло Пикассо, который мастерски владел техникой кубизма. В Музее можно ознакомиться как с его живописью, так и с интереснейшими аппликациями и коллажами из бумаги.

Символом кубизма несомненно является Пабло Пикассо, а первой кубистической картиной, шокировавшей все художественное общество Парижа, становится полотно «Авиньонские девицы», написанное Пикассо в 1907 году. Посетив однажды музей Трокадеро, Пикассо был настолько сильно потрясен африканским искусством, особенно ритуальными масками с уродливыми застывшими гримасами, что писать по-прежнему он больше не мог. «Авиньонские девицы» — это, конечно, еще не совсем кубизм, который мы увидим позже, но поворотный момент в искусстве начался именно с этой картины.

«Эти уродливые лица застыли в ужасе, наполовину превратившись в маски»
Андре Сальмон
Pablo Picasso
Авиньонские девицы, 1907
Pablo Picasso Авиньонские девицы, 1907

Друзья Пикассо пришли в его бедную квартиру на Монмартре и были абсолютно потрясены увиденным. Только Аполлинер заявил, что это настоящая революция в искусстве. Позже между ними произойдет некрасивая история и они перестанут общаться. Аполлинер будет называть Пикассо, разговаривая с другими, просто «Х»...

Гертруда Стайн, которая сыграла решающую роль в дальнейшей творческой судьбе художника, повлияла на его мировоззрение, также ахнула и не поняла его произведение. Кто-то просто засмеялся в полной растерянности, не найдя слов. Друг Анри Матисс посчитал, что Пикассо поиздевался над его идеями и был в ярости от увиденного, даже угрожал. Жорж Брак просто сказал: «Зрелище производило такое впечатление, как если бы кто-то пил керосин и выдыхал огонь», но позднее Брак станет самым главным последователем идей Пикассо и примет все его начинания.

Pablo Picasso
Buste de femme, зима 1906—1907
Наброски к картине «Авиньонские девицы»
Pablo Picasso Buste de femme, зима 1906—1907 Наброски к картине «Авиньонские девицы»
Картина «Авиньонские девицы» 1907 года хранится в музее Нью-Йорка
Картина «Авиньонские девицы» 1907 года хранится в музее Нью-Йорка
Pablo Picasso
Мать и дитя, 1907
Pablo Picasso Мать и дитя, 1907
Pablo Picasso,
Tete de femme, лето 1907
Pablo Picasso, Tete de femme, лето 1907
Pablo Picasso
Portrait de Gertrude Stein, 1905—1906
Pablo Picasso Portrait de Gertrude Stein, 1905—1906

Хотелось бы сказать несколько слов о знакомстве Пикассо с Гертрудой и Лео Стайн, которое полностью изменило его жизнь и творческую судьбу. Гертруда позировала Пикассо, но картину как будто сглазили — ничего не получалось абсолютно! В итоге он просто закрасил голову на полотне и впал в полное отчаяние. Он не мог писать по-прежнему, ему нужен был какой-то толчок к переменам. Было больше вопросов, чем ответов, в его голове шла большая мучительная работа и борьба.

Пикассо все бросает и отправляется с Фернандой Оливье отдыхать в родную Испанию. Отдых пошел на пользу Пикассо и произошла настоящая перезагрузка, после чего, возвратившись в Париж, он пишет портрет Гертруды Стайн буквально за сутки.

«Я была довольна портретом и до сих пор вижу на нем себя, это единственная моя репродукция, на которой я кажусь похожей сама на себя"
Гертруда Стайн
Pablo Picasso
Trois figures sous un arbre, Paris, зима 1907—1908
Pablo Picasso Trois figures sous un arbre, Paris, зима 1907—1908
Pablo Picasso
Paysage aux deux figures, Paris, осень 1908
Pablo Picasso Paysage aux deux figures, Paris, осень 1908
Pablo Picasso
Pains et compotier aux fruits sur une table, 1908—1909
Pablo Picasso Pains et compotier aux fruits sur une table, 1908—1909
Pablo Picasso
La Femme au pot de moutarde, 1910
Pablo Picasso La Femme au pot de moutarde, 1910
Pablo Picasso
Femme assise dans un fauteuil, 1910
Pablo Picasso Femme assise dans un fauteuil, 1910
Pablo Picasso
La liseuse, 1920
Pablo Picasso La liseuse, 1920
Pablo Picasso (1881—1973)
La Muse, 21 января 1935
Pablo Picasso (1881—1973) La Muse, 21 января 1935
Pablo Picasso
Femmes devant la mer, 16 февраля 1956
Pablo Picasso Femmes devant la mer, 16 февраля 1956
Georges Braque
La Roche-Guyon, лето 1909
Georges Braque La Roche-Guyon, лето 1909
Посетители выставки
Посетители выставки
Georges Braque
Broc et violon, 1909—1910
Georges Braque Broc et violon, 1909—1910
Henry Valensi
Moscou la sainte, 1912
Henry Valensi Moscou la sainte, 1912
Amedeo Modigliani
Tete de femme, 1912
Amedeo Modigliani Tete de femme, 1912
Amedeo Modigliani (1884—1920)
Gaston Modot, 1918
Amedeo Modigliani (1884—1920) Gaston Modot, 1918

Синтетический кубизм

Хуан Грис впервые обращается к синтетическому кубизму в 1911 году. Это направление посвящено конструированию объектов, особой эстетике. Для этого используются фактурная поверхность, разнообразные линии и фантастические узоры. Сначала художники использовали в своих работах материалы из бумаги и папье маше, чтобы создавать аппликации и инсталляции, но затем отошли от этого, посчитав, что можно обойтись без бумаги.

Fernard Leger
La femme en bleu, 1912
Fernard Leger La femme en bleu, 1912
Georges Braque
La Guitare Statue d'epouvante, ноябрь 1913
Georges Braque La Guitare Statue d'epouvante, ноябрь 1913
Pablo Picasso
Guitare, январь—февраль 1914
Pablo Picasso Guitare, январь—февраль 1914
Henri Laurens
Clown, 1915
Henri Laurens Clown, 1915
Fernard Leger
Le Reveil-matin, 1914
Fernard Leger Le Reveil-matin, 1914

Pablo Picasso
Arlequin et femme au collier, 1917
Pablo Picasso Arlequin et femme au collier, 1917
Pablo Picasso
Portrait de jeune fille, июль—август 1914
Pablo Picasso Portrait de jeune fille, июль—август 1914
Pablo Picasso
Homme a la pipe, Париж, весна 1914
Pablo Picasso Homme a la pipe, Париж, весна 1914
Александр Архипенко
Голова женщины на столе, 1916
Александр Архипенко Голова женщины на столе, 1916

Соня и Роберт Делоне

Работы украинской художницы Сони Делоне просятся на ткань и подиум! Картины ее невозможно пропустить. Они цепляют с первой минуты и остаются в памяти навсегда. Так ярко, мягко и красиво ложится ее кисть на полотно. Такое нереальное сочетание цвета и формы!

Sonia Delaunay
Le Bal Bullier, 1913
Sonia Delaunay Le Bal Bullier, 1913
Sonia Delaunay
La Prose du Transsiberien et de la petite Jehanne de France, 1913
Sonia Delaunay La Prose du Transsiberien et de la petite Jehanne de France, 1913
Sonia Delaunay
Фрагмент картины
Sonia Delaunay Фрагмент картины
Robert Delaunay
L'Equipe de Cardiff, 1912—1913
Robert Delaunay L'Equipe de Cardiff, 1912—1913

Sonia Delaunay (1885—1979)
Sonia Delaunay (1885—1979)
Sonya Delaunay
Prismes electriques, 1914
Sonya Delaunay Prismes electriques, 1914
Sonia Delaunay (1885—1979)
Sonia Delaunay (1885—1979)
Sonia Delaunay (1885—1979)
Rythme, 1938
Sonia Delaunay (1885—1979) Rythme, 1938
Sonia Delaunay (1885—1979)
Jeune Finlandaise, 1907
Sonia Delaunay (1885—1979) Jeune Finlandaise, 1907

Аналитический кубизм

Этот период характеризует хаотичность форм, стирание границ, мягкий переход цвета, пространство и форма взаимодействуют между собой как результат аналитического этапа развития кубизма.

Albert Gleizes
Le Chant de guerre, 1915
Albert Gleizes Le Chant de guerre, 1915
Francis Picabia
Udnie (Jeune fille americaine; Danse), 1913
Francis Picabia Udnie (Jeune fille americaine; Danse), 1913

Марк Шагалл

Marc Chagall
Les Portes du cimetiere, 1917
Marc Chagall Les Portes du cimetiere, 1917
Marc Chagall
A la Russie, aux anes et aux autres, 1911
Marc Chagall A la Russie, aux anes et aux autres, 1911
Представители направления «Кубизм» / Приглашения на выставки художников
Представители направления «Кубизм» / Приглашения на выставки художников

Анри Матисс

Кстати, Гертруда Стайн была виновницей знакомства Пабло Пикассо и Анри Матисса. Она была большой поклонницей обоих и даже написала в честь их дружбы рассказ «Матисс, Пикассо и Гертруда Стайн». Оба гениальные и такие разные! Абсолютные антиподы, как Север и Юг!

Henri Matisse
Luxe, calme et volupte, 1904
Henri Matisse Luxe, calme et volupte, 1904

Henri Matisse, Jeannette IV, 1911, бронза
Henri Matisse, Jeannette IV, 1911, бронза
Henri Matisse
Interior, bocal de poissons rouges, весна 1914
Henri Matisse Interior, bocal de poissons rouges, весна 1914

Henri Matisse (1869—1954)
Henri Matisse (1869—1954)
Henri Matisse (1869—1954)
Portrait de Greta Prozor (fin 1916)
Henri Matisse (1869—1954) Portrait de Greta Prozor (fin 1916)
Henri Matisse
Nu couche I, 1907
Henri Matisse Nu couche I, 1907
Наталья Гончарова (1881—1962)
Город, 1911
Наталья Гончарова (1881—1962) Город, 1911
Михаил Ларионов (1881—1964)
Весна, 1912
Михаил Ларионов (1881—1964) Весна, 1912
Экспозиция Музея Люксембурга (1935 год) — откуда пошел будущий Музей Современного искусства
Экспозиция Музея Люксембурга (1935 год) — откуда пошел будущий Музей Современного искусства

Andre Derain (1880—1954)
Nature morte aus oranges, 1931
Andre Derain (1880—1954) Nature morte aus oranges, 1931
Посетители выставки
Посетители выставки
Fernard Leger (1881—1955)
Les grands plongeurs noirs, 1944
Fernard Leger (1881—1955) Les grands plongeurs noirs, 1944

Василий Кандинский

Другой гений Василий Кандинский был основоположником абстракционизма, воплотив фантастические образы, он создал космические композиции, настоящую геометрию, играя с разными цветами и фигурами. Четкость и перфекционизм, сопротивление классическим канонам и признанным восприятиям. Картины Кандинского завораживают и гипнотизируют. Он действительно не похож ни на кого из своих современников. Не зря коллекционеры и ценители современного искусства охотятся за его творениями.

Василий Кандинский (1866—1944) 
La Ligne blanche, июнь 1936
Василий Кандинский (1866—1944) La Ligne blanche, июнь 1936
Василий Кандинский (1866—1944)
Im Grau, 1919
Василий Кандинский (1866—1944) Im Grau, 1919
Василий Кандинский (1866—1944) 
Accord reciproque, 1942
Василий Кандинский (1866—1944) Accord reciproque, 1942
Василий Кандинский (1866—1944) 
Improvisation XIV, 1910
Василий Кандинский (1866—1944) Improvisation XIV, 1910
Василий Кандинский (1866—1944) 
Impression V (Parc), 1911
Василий Кандинский (1866—1944) Impression V (Parc), 1911
Василий Кандинский (1866—1944)
Bild mit rotem Fleck, 25 февраля 1914
Василий Кандинский (1866—1944) Bild mit rotem Fleck, 25 февраля 1914
Василий Кандинский (1866—1944)
Trente, 1937
Василий Кандинский (1866—1944) Trente, 1937
Василий Кандинский (1866—1944)
Gelb-Rot-Blau, 1925
Василий Кандинский (1866—1944) Gelb-Rot-Blau, 1925
Василий Кандинский (1866—1944)
Entassement regle, 1938
Василий Кандинский (1866—1944) Entassement regle, 1938
Василий Кандинский (1866—1944)
Deux points verts, 1935
Василий Кандинский (1866—1944) Deux points verts, 1935
Василий Кандинский (1866—1944)
Auf Spitzen, 1928
Василий Кандинский (1866—1944) Auf Spitzen, 1928

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...

Читать статью в оригинале на сайте https://travel-to-greece.ru/centre-pompidou/

Понравилась статья? Подписывайтесь на мой канал, страницы в соцсетях (см. на моем сайте https://travel-to-greece.ru) и заходите на мой сайт о путешествиях по Европе!
Спасибо за лайки и репосты!
Читать также:
МУЗЕИ ПУТЕШЕСТВИЯ ФРАНЦИЯ