Ты такой умный, тогда почему ты такой бедный?

Экономика
Больше по теме

Экономика растет слабенько. Растут и цены, а доходы большинства населения не только не растут, но и снижаются. Значит, что-то не так в управлении. Последняя крупная административная реформа была в 2004 году. Образовали министерства, службы, агентства. Функции у всех есть, а вот ответственности и согласованности в работе мало. После той реформы прошло 14 лет, экономика и внешние условия — другие.

УПРАВЛЕНИЕ - ЭТО НЕ «РАЗДАЧА ДЕНЕГ»

Надо не бояться создавать новые министерства, например, гражданской авиации — за 5 — 7 лет наладили бы выпуск своих самолетов и на базе министерства сделали бы акционерное общество. Те, кто наладил выпуск своих самолетов, становятся крупными акционерами. Мощный стимул для созидания, а не растаскивания бюджетных денег под проекты, которые не окупаются. Аналогично и по другим «запущенным» отраслям. Например, по продовольствию, по внешнеэкономическим связям. Обеспечим занятость и стабильный заработок.

  Экономика растет слабенько. Растут и цены, а доходы большинства населения не только не растут, но и снижаются. Значит, что-то не так в управлении.

Управлять надо по целям, результатам, обеспечивая стабильную обстановку в обществе. Например, Министерство энергетики отвечает за то, что в ближайшие пять лет бензин будет стоить не дороже 40 рублей за литр. Центробанк отвечает за то, что доллар будет стоить не дороже 60 рублей, и так по всем ключевым вопросам экономики.

А что сейчас? Управление часто сводится к «раздаче денег». А надо давать задания — выпуск такого-то количества (с нужным качеством) компьютеров, сельхозмашин, турбин, электровозов и всего необходимого для развития экономики. Одновременно повышаем тарифы на ввоз похожих товаров из других стран, вводим квоты — так делают многие страны, состоящие в ВТО. Только тогда реально заработает импортозамещение.

УМЕЮТ ЛИ СЧИТАТЬ?

Да и лучше считать надо научиться. В 2019 году «экономия» на пенсионерах будет около 200 миллиардов рублей. Два миллиона пенсионеров выйдут на пенсию на полгода позже. Значит, не надо им платить 6 месяцев. Но одновременно предлагается доплачивать в том же 2019 году пенсионерам по 1 тысяче рублей в месяц. За год — 12 тысяч умножаем на число неработающих пенсионеров (30 миллионов человек), получаем 360 миллиардов рублей, то есть «экономим» менее 200 миллиардов рублей, а дополнительно выплачиваем почти 400 миллиардов рублей. Только с 2021 года Пенсионный фонд станет уменьшать свой дефицит. В этом фонде с филиалами работает 120 тысяч человек — ни в одной стране нет ничего подобного.

  Экономика растет слабенько. Растут и цены, а доходы большинства населения не только не растут, но и снижаются. Значит, что-то не так в управлении.-2

Повышение НДС с 18 до 20% — это очередной удар по всем обрабатывающим отраслям. Там выше трудоемкость и, соответственно, доля зарплаты в издержках, чем в добывающих отраслях. Поэтому увеличение НДС заставит их платить еще больше. И при высокой ставке за кредиты, с учетом возврата этих кредитов, они практически не смогут развиваться.

А надо дополнительные деньги направлять на строительство дорог, предприятий, жилья, чтобы все это давало отдачу в виде роста производства, прибыли, доходов населения. Почему Минтруд и Минфин до сих пор не понимают разницу между текущими и капитальными затратами? Который раз уже накапливаем Резервный фонд, а потом проедаем.

ГДЕ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ?

Доля лекарств импортного производства составляет, по «нашей статистике», 70%. Объем всех продаваемых лекарств приближается к 2 триллионам рублей. Громадный рынок, и желающих заработать здесь предостаточно.

  Экономика растет слабенько. Растут и цены, а доходы большинства населения не только не растут, но и снижаются. Значит, что-то не так в управлении.-3

Политика правительства в сфере лекарственного обеспечения населения определяется стратегией «Фарма-2020», согласно которой доля импортных лекарств на рынке РФ должна снизиться с 70 до 50%. При этом отечественные производители на разработку новых препаратов и переподготовку кадров получили от государства более 100 миллиардов рублей.

Оказывается, все иностранные компании хотят одного. Главная причина, по которой зарубежные производители локализуют производство в России,— это желание участвовать в госзакупках. Для продажи лекарств в системе госзакупок надо обеспечивать рабочие места и как-то вкладываться в экономику страны.

  Экономика растет слабенько. Растут и цены, а доходы большинства населения не только не растут, но и снижаются. Значит, что-то не так в управлении.-4

Второй мотив здесь — обеспечение долгосрочного роста продаж своих препаратов на российском рынке. Особенно это важно для препаратов, представленных в канале государственных закупок, региональных закупок либо в госпитальных продажах. Там миллиарды.

Третья цель локализации производства — загрузка собственных производственных мощностей. Продажи растут, существующее производство уже не успевает удовлетворять растущий спрос, и встает вопрос о расширении производства — частично у нас, а в основном за границей. В конечном итоге — погоня за миллиардными прибылями за счет российских граждан.

«ЗРИ В КОРЕНЬ»

Вот где корни слабенького роста экономики в стране:

— не умеем накапливать научное, промышленное и аграрное богатство, а умеем транжирить ресурсы;

— вместо развития — проедаем дополнительные доходы;

— не опираемся на своих специалистов, на собственные, а не чужие инвестиции;

— не контролируем громадный вывоз капитала из страны;

— кто-то не дает нам часть резерва Центробанка пускать на развитие экономики.

  Экономика растет слабенько. Растут и цены, а доходы большинства населения не только не растут, но и снижаются. Значит, что-то не так в управлении.-5

Вот с этим надо разобраться, то есть с экономической политикой, а не с отдельными частными показателями. Только тогда сможем серьезно повысить уровень жизни в стране.

Богатством надо делиться, чтобы не было социального возмущения, а люди спокойно и добросовестно работали. Делиться надо и властью, чтобы коррупцию остановить, доходы бюджета увеличить и повысить уровень жизни.