"Дорогие наши прихожаночки" (размышления о женщинах в Церкви)

31.03.2018

В годы советского безбожия основной массой прихожан православных храмов были женщины. Наверное, так было и в синодальный период и в допетровскую Русь. Такая же тенденция сохраняется и сейчас. Хорошо это или плохо - попробуем поразмышлять. Из Евангелий нам известно о том, что за Господом Иисусом Христом следователи женщины, которые помогали Ему от своих имений. Мы знаем о подвиге жен-мироносиц, не побоявшихся в ночное время почтить Тело умершего Учителя. Мы вдохновляемся подвигом многих мучениц, равноапостольных, преподобных жен, благоверных цариц и княгинь и простых праведниц, которых Церковь прославила в лике святых. Стоит отметить, что Церковь почитает Богородицу Марию как высшую по чести и славе, чем ангелы и архангелы.

Однако у медали, как известно, две стороны. Во-первых, Православная Церковь не знает института женского священства. Из истории нам известно лишь о диакониссах, которые помогали при крещении женщин. Поэтому, то, что сейчас происходит в Европе и Америке, где различные протестантские деноминации имеют женщин-священников и даже епископов - есть прямое нарушение Священного Писания, в котором честь быть священником предоставлена только мужчинам. И здесь нет никакой дискриминации. Иначе можно искать дискриминацию в том, что мужчина не может быть матерью...

Православное мировоззрение предполагает принятие всего корпуса догматических вероопределений. Из истории Церкви мы не знаем о женщинах-богословах. Именно мужской ум приспособлен к такой деятельности, поэтому тот факт, что сейчас мало мужчин в православных храмах свидетельствует о том, что наши мужчины перестали работать умом. Женский ум иной, он не столько воспринимает логику разговора, он более восприимчив к интуитивному восприятию, к приятному голосу, к похвале, к эстетической обстановке. Поэтому, популярность того или иного священника зачастую обусловлена не его жизнью, не его знаниями, а умением обходиться с женщинами в храме. Считаю, что это неприемлемо, однако такова реальность. И не дай Бог перейти дорогу какой-нибудь богатой и кичливой матроне, как это сделал, к примеру, святой Иоанн Креститель или святитель Иоанн Златоуст. Не успокоится, пока не сведет тебя в могилу.

Женщина создана Богом, чтобы быть женой и матерью (монашество не в счет). Когда женщина назначается на какую-либо ответственную должность при храме - нужно быть готовым к постоянным искушениям. Ну не приспособлена женская психика для этих дел, а честного мужчину найти (и не пьющего) - проблема. Вот и появились у нас в храмах начальницы, которые как могут, так и начальствуют. А как мало счастливых семей в храмах! Куда не посмотришь - разведенный, разведенная, вдова, детей нет... Искалеченными люди вышли из советского атеистического плена и из лихих девяностых... Убежден, что возвращение к православной вере, к многовековым традициям наших благочестивых предков есть залог возрождения нашей страны и нашего народа. А "дорогие прихожаночки" должны осознать колоссальную ответственность, которая лежит на них в деле воспитания детей. Как воспитывать без веры в Бога?