"Я больше никогда не пойду в храм..."

10.03.2018

Господь в Евангелии сказал: Горе миру от соблазнов... горе тому, кто соблазнит... Эти слова Христа налагают колоссальную ответственность на священнослужителей и на всех православных христиан. Ответственность эта касается всего: слов, поступков, внешнего вида, поведения. При всем этом важно помнить о том, что Церковь по сути своей есть общество кающихся грешников, т.е. тех, кто осознал наличие в себе болезни и старается излечится от нее. При этом, конечно, иногда бывают рецидивы, и их важно учитывать. Я не буду отрицать того, что кто-то из священнослужителей или мирян, принадлежащих к Православной Церкви могли вести себя недостойно своего звания. Но дает ли мне это право не ходить в храм или даже хулить Церковь или ее служителей?

Помнится мне, как-то я ехал в машине с одним воцерковляющимся молодым человеком и он рассказывал о том, чего ему довелось насмотреться в Москве: как там священники (не понятно, правда, какой конфессии) гоняли на дорогих машинах. И он искренне удивлялся этому. Но в то же время почему-то забывал о том, что у него самого есть бизнес, причем не только на Родине, но и за границей, что у его родителей дорогие машины и квартиры... То есть, мне - можно, я же не священник, а им - нельзя... Странная логика, честно сказать. Меня вообще удивляют повышенные требования к священникам со стороны многих людей и заниженные или вообще отсутствующие к самим себе. Священников осуждать можно, но когда священник будет обличать их грехи - наступает злая обида.

Следуя такой логике, нужно не лечиться в больнице, если врач злой, курит или матерится... Но ведь он специалист в своем деле и хорошо его знает и может помочь нам. То же самое и со священником. В Церкви нет учения о том, что Таинства совершаются силой личного благочестия священника. Нет, Таинства совершаются благодатью Божией порой и через недостойных батюшек. Бог никого не обманывает. Нежелание ходить в храм потому, что кто-то из служителей Церкви вел и ведет себя недостойно, обличает злую душу в самом человеке, которая не хочет увидеть противоположные примеры, которых большинство. Человек, таким образом, просто ищет себе оправдания, чтобы не соблюдать заповеди и не быть настоящим христианином.

Одним из самых действенных доказательств истинности и спасительности Православной Церкви есть факт наличия в ней святых вплоть до наших дней. Совсем недавно был канонизирован преподобный Паисий Святогорец, несколько ранее - святитель Лука (Войно-Ясенецкий); стоит также отметить Псково-Печерских старцев: Иоанна (Крестьянкина), архимандрита Адриана... Почему эти люди оставались в Церкви? Или мы святее их? Ответ прост: они видели в Церкви Тело Христово и умели отделать грехи ее членов, пусть даже и иерархов, от самой сути, которая есть Благодать Божия, освящающая и спасающая человека.