...И материализация духов

Во все времена были мошенники, использовавшие тягу людей к сверхъестественному

Испокон веков среди людей, утверждавших, что они могут общаться с потусторонним миром и душами умерших, было немало откровенных мошенников. Зачастую в погоне за деньгами лжемедиумы и спириты проявляли столько ловкости и изобретательности, что прославленным цирковым магам и иллюзионистам с мировыми именами оставалось им только позавидовать...

Коль скоро академик Наталья Бехтерева признала существование души и духа, наверняка существуют и способы взаимодействия с тонкими мирами. Однако сегодня речь не об этих серьезных вещах, а о мошенниках и проходимцах, умело наживающихся на вере людей во все сверхъестественное. Еще тысячи лет назад жрецы Древнего Египта в обстановке нагнетания таинственности и мистического страха совершали действа по вызову духов умерших. Возможно, среди жрецов иногда и встречались настоящие медиумы - это случается крайне редко, поскольку подобный дар поистине уникален, - но большей частью они устраивали гениально поставленные шоу с впечатляющими световыми эффектами, использованием близнецов и двойников, возможностей оригинального теневого театра и даже применяли электричество!

Да, древнеегипетские жрецы знали секрет изготовления примитивных электрических батарей, которые через отполированный медный диск довольно чувствительно ударяли «неверующих» разрядом тока. Они заложили серьезные основы использования гипноза, в том числе массового, а при мистериях работали как крепко спаянный актерский коллектив. 

Несомненно, древнеегипетские жрецы были не только превосходными иллюзионистами, но и отъявленными мошенниками! Мы еще не знаем всех тайн, но их искусство активно перенимали служители культов соседних государств. В частности, ассирийские и древнееврейские. Но наивысшего расцвета спиритизм достиг в Древней Греции, где духов вызывали почти как современное такси - чуть ли не в любом храме: при условии получения приличных подношений жрецами. Не зря же греков всегда интересовала культура Египта!

Упоминания о вызове духов есть во многих мифах и даже у заслуживающих внимания древних авторов, рассказавших, как жрецы и жрицы делали это во дворцах царей. Однако в Риме медиумы и спириты уже не получили столь широкого распространения, как в Элладе, - возможно, из-за суровой прагматичности гордых римлян. Христианство надолго пресекло «языческую ересь»: жрецы исчезли, «вызывать духов» стало опасно - можно угодить на костер инквизиции. Поэтому возрождение мошеннического промысла лжемедиумов совпадает с концом мрачного Средневековья. К тому же эта криминальная профессия всегда требовала ловкости рук, артистических способностей и постоянных тренировок. Иначе ее представители рисковали попасть в неприятную историю.

В 1672 году по разным королевствам и маркграфствам Германии гастролировал именовавшийся магистром спиритизма Карл Розен. Он работал в полумраке шатра с хрустальным светящимся шаром, производившим на доверчивую публику ошеломляющее впечатление: в зависимости от вопросов медиума шар то поднимался, то опускался - в него вселялся вызванный Карлом дух! Но однажды уже успевший сколотить некоторое состояние Розен встретился с бравым драгунским офицером, который категорически потребовал вызвать дух его умершей сестры.

Увильнуть никак не удалось, и, пробормотав заклинания, Карл начал делать руками магические пассы, заставив шар задрожать и подняться на уровень его лица. Но тут офицер неожиданно выхватил из ножен саблю - и острая сталь перерубила тонкие шелковые нити, с помощью которых мошенник управлял намазанным фосфором шаром. «Плут! - орал разъяренный драгун. - У меня вообще никогда не было ни сестер, ни братьев! Я отрежу тебе уши! Прохвост!»

«Магистра» спас счастливый случай: драгун попал клинком по стойке шатра и полотнище упало, накрыв буяна. Пока тот выпутывался, Розен исчез, прихватив деньги и хрустальный шар. Дальнейшая судьба «магистра» неизвестна: возможно, он просто сменил имя.

Комичный случай произошел в 1735 году в Венгрии с неким Лайошем Грецем, мастерски исполнявшим спиритический номер с «говорящей мертвой головой». Грец обладал недюжинными способностями иллюзиониста и чревовещателя. За приличное вознаграждение он вызывал духа, который входил в мертвую голову и отвечал на вопросы медиума, предсказывая будущее. Увидев Греца на богатой ярмарке в 
Сегеде, князь Мартоши пригласил его в свое имение. Надеясь на хороший заработок, мошенник охотно согласился. По приезде его провели в зал, где собрались многочисленные гости, и предложили немедленно начать сеанс.

- Еще слишком светло, а духи не появляются так рано, - почуяв неладное, попытался вывернуться Лайош, но не тут-то было.

- У них есть часы? - недобро прищурился хозяин. - Хорошо, мы сейчас найдем темное место!

Под конвоем дюжих слуг Греца провели в винный подвал: там было темно. Следом спустились гости и князь, развлекавший их рассказами о войнах с турками. Хлопнув в ладоши, он приказал подать всем вина. 
Поднесли и «медиуму», заставив пить до дна.

Наконец, при тусклом свете двух фонарей, Грец начал действо - он надеялся, что все пройдет благополучно, тем более хозяин и гости уже прилично выпили. Однако Лайош не учел коварства старых княжеских вин - в середине «спиритического сеанса» он сам уже и лыка не вязал.

Рассерженный князь встал, подошел ближе и поднял «мертвую голову» за волосы из крашеной пакли:

- Да это же кукла?! Ах ты мошенник!

Сначала разъяренный магнат хотел повесить Греца, потом - посадить его на кол, но вскоре сменил гнев на милость и, приказав дать плетей, выгнал вон. Лайош кинулся бежать, но по дороге его догнали верховые и опять привели к князю. «Я передумал, - сказал тот. - Останешься жить у меня и будешь развлекать, когда мне станет скучно». Так лжемедиум поневоле стал шутом.

И в более позднее время в таких развитых странах, как Великобритания и США мошенники-спириты и лжемедиумы успешно собирали с простаков «налог на глупость». В 1876 году в Англии некий мистер Монк демонстрировал сеансы «материализации»: в полумраке перед изумленной публикой в полном смысле ниоткуда появлялся «потусторонний фантом». Монк объяснял всем желающим - это материализовался вызванный им с того света дух! Все шло как нельзя лучше, но Монку попался свой «драгун» - эсквайр Блейк. 

Посетив несколько сеансов, он заподозрил неладное и пригласил на сеанс профессионального иллюзиониста из цирка.

Джентльмены пришли на действо Монка, увидели очередную «материализацию», и фокусник, недолго думая... схватил «призрак»!

Как и следовало ожидать, им оказался сам Монк. Обычно спиритический сеанс проходил в полумраке, и это позволяло мошеннику незаметно исчезать и переодеваться призраком. Страх придал каналье силы, он сумел вырваться из рук циркача и выпрыгнул в окно. Однако настойчивый Блейк не оставил дела и довел его до конца - Монка разыскала полиция, и суд приговорил его к трем месяцам тюрьмы за мошенничество.

В отличие от грубой работы Монка известная мошенница мисс Вуд заранее тщательно продумала систему надувательства и значительно усложнила трюк с демонстрацией «материализации» духа - если его не показывать, кто тебе поверит? А нет веры - нет и денег! Как и все ее «коллеги», мисс Вуд проводила спиритические сеансы почти в темноте. По ее утверждениям, она сумела установить связь с умершей индейской девочкой по имени Поча. Дабы рассеять любые подозрения, перед тем как вызывать дух индианки, мисс Вуд просила закрыть ее в массивном шкафу. Добровольцы проверяли его и находили, что выбраться из шкафа незамеченной медиум не сумеет. Сидя там, Вуд глухим голосом вызывала дух Почи, и та «материализовалась»: участники сеанса видели нечто смутное и светлое.

Вы будете смеяться, но и на мисс Вуд нашелся свой «драгун»! Забегая вперед, скажем: недоверчивые, дотошные люди и яркий свет неизменно губили самых изощренных мошенников. Так, присутствовавший на сеансе джентльмен решил получше рассмотреть дух индейской девочки и неожиданно включил свет. 
Взорам изумленной публики предстала закутанная в кисею полуобнаженная... мисс Вуд! Оказалось, в шкафу есть секрет - там сдвигалась стенка. На этом карьера мошенницы закончилась.

Следующий громкий скандал разразился в 1909 году в США - там проводила спиритические сеансы очень знаменитая в то время медиум Евзапия Палладино. Некоторые серьезные ученые полагали, что она действительно обладала незаурядными парапсихологическими способностями, а ряд ее опытов вообще не поддавался никаким объяснениям. В ходе своих сеансов Евзапия предупреждала участников: сейчас появится дух! Спирит сообщала: когда дух появится, в знак своего присутствия он прикоснется к участникам сеанса.

Естественно, дело происходило практически в темноте, так любимой всеми медиумами и спиритами. Дух появлялся, прикасался и исчезал. Для соблюдения «чистоты эксперимента» во время сеансов Евзапию держали за руки и контролировали ее ноги, но при всем желании скептики ничего не смогли обнаружить. 

Вскоре медиум еще более усложнила сеанс - теперь дух не только появлялся и прикасался, но и сдвигал или приподнимал стол, подтверждая и демонстрируя свое присутствие. И опять все шло как по маслу, пока... 
Вы совершенно правы: появился очередной «драгун»!

Договорившись с другими участниками сеанса, этот крайне любознательный джентльмен, когда погасили свет и началось действо, тихо покинул свое место, лег на пол и осторожно подполз к медиуму, чтобы наблюдать за происходящим снизу.

Вдруг он увидел, как Евзапия незаметно сняла туфлю и медленно протянула ногу назад - туда, где стоял стол, чтобы ногой качать его вместо «духа». Не раздумывая, искатель истины схватил медиума за ногу, и... раздался жуткий вопль насмерть перепуганной женщины. Конечно, тут же включили свет, и можно только представить, какая картина открылась присутствующим.

Двадцать лет спустя трюк Палладино значительно усовершенствовала американка Мина Крендон, работавшая под псевдонимом Марджори. Учитывая печальный опыт предшественницы, она посвятила немало времени занятиям специальной гимнастикой и развитию гибкости суставов, добившись поистине фантастических результатов. Путем упорных тренировок Мина научилась принимать просто немыслимые позы. Проводя спиритические сеансы, Мина - Марджори в полутьме двигала различные предметы и даже приподнимала стол. Конечно, и на нее находились «драгуны», но... мошенница достигла столь высокого совершенства в своем иллюзионно-гимнастическом номере, что ее так никому и не удалось разоблачить. 

Хотя попытки предпринимались неоднократно, и ее заставляли работать под самым строгим контролем. 
Самое смешное - как медиуму ей абсолютно никто не верил, но всем хотелось узнать: КАК она это делает?!

Увлечения медиумами и спиритизмом не избежала и Россия. В начале XX века устраивать спиритические сеансы стало очень модно в обеих столицах, где подвизались мошенники, ни в чем не уступавшие западным «коллегам» и даже сумевшие модифицировать способы надувательства. Так, в начале 1910 года в Москве проводил спиритические сеансы варшавский медиум Полянский, взявший звучный псевдоним Гор - с намеком на древнеегипетского бога. Он на своих сеансах демонстрировал «руку покойника» - вызванный им дух «материализовался» и прикасался холодной, мокрой конечностью к присутствующим.

Некоторых особо любознательных московских господ сильно заинтересовало: отчего дух «материализуется» и контактирует с участниками сеанса только под столом? Поэтому однажды некий господин Семенов неожиданно включил сильный карманный фонарь и направил его луч под стол. Изумленная публика увидела мокрый сапог лжемедиума Полянского, которым он прикасался к рукам легковерных простаков.

Однако самым циничным и наглым оказался мошенник, гастролировавший в Санкт-Петербурге под псевдонимом Леонардо. Увлеченным спиритизмом он демонстрировал «руку блаженного Августина». 
Естественно, действо происходило, как всегда, почти в полной темноте. Очередной правдоискатель неожиданно включил фонарик... Оказалось, что проходимец умудрялся незаметно разуться и, пользуясь неплохой гимнастической подготовкой, клал на стол свою босую ногу, которую призывал целовать как руку «блаженного». И ведь целовали! 

Валентин АНТОНОВ