Банки вынуждены платить украинцам сотни тысяч гривен компенсаций из-за новых законов

После того как в Украине начали действовать постановления НБУ, требующие от банков внимательно отслеживать деньги клиентов, финучреждения стали чаще блокировать их карточки. Иначе банкирам грозят серьёзные штрафы.

В результате украинцы обнаруживают, что их карточки заблокированы буквально возле кассы супермаркета, где они запасались продуктами. Некоторые из них идут в суды и возвращают не только свои деньги, но ещё и пеню, пишет издание «Вести».

СУДЫ НА СТОРОНЕ КЛИЕНТОВ

Жительница Мариуполя обратилась в суд. Там она рассказала, что на карточном счёте в ПриватБанке у неё было 30 тыс. грн. Однако когда она попробовала расплатиться карточкой в магазине, счёт оказался заблокированным. В банке ей пояснили: мол, подозревают, что этот счёт используется для мошеннических действий. Но женщина решила доказать, что деньги она использует честно, а банк не предупредил её о блокировке и подозрениях. Поэтому потребовала с банка ещё и 162 тыс. грн пени. Суд решил, что банк не имеет права отслеживать, как владелец счёта использует свои деньги. И встал на сторону клиента, присудив банку вернуть деньги с карточки и выплатить пеню в размере 162 тыс. грн — такую сумму насчитали за каждый день, пока клиент не мог пользоваться ею.

Житель Днепропетровской области также отправился в суд. У него в Привате было две карточки общей суммой 206 тыс. грн. В супермаркете он хотел рассчитаться за покупки, но на кассе выяснилось, что оба счёта заблокированы. В банке пояснили, что деньги, которые он получал на карточку, подпадают под действие «Закона о предотвращении и противодействию легализации доходов, полученных преступным путём, финансирование терроризма и финансирование распространения оружия». Пока дело рассматривается в суде. Та же история и с жителем Константиновки Донецкой области. Ему тоже заблокировали карточку. В итоге он выиграл дело. И хотя банк пытался оспорить решение в Апелляционном суде, тот также встал на сторону клиента банка.

Подобная история произошла и с Укрэксимбанком, который заблокировал счёт клиента: банку показалось подозрительным, что он несколько раз перечислил по 50 тыс. грн на счёт другого физлица. Однако суд опять же встал на сторону клиента. Спикер Привата Олег Серга пообещал вместе с юристами разобраться с такими делами: «В каждом случае нужно разбираться. В целом могу сказать, что банк должен выполнять требования НБУ».

Многие украинцы, которые используют карточки для расчёта за проданные через Интернет товары, жалуются, что их карточки часто блокируют. Поэтому теперь заводят их в разных банках, чтобы избежать объяснений с финучреждениями.