Почему потеют стёкла и как это устранить. 3 простых шага

С приходом сезона дождей становится актуальной проблема запотевания стёкол. Во-первых, потому что с открытыми окошками кататься уже холодно. А во-вторых, потому что вентилятор отопителя переходит из режима "кондиционер" (у кого он есть) в режим обычного обдува тёплым воздухом. И вот как раз в этот момент начинаются непонятные чудеса с запотеваниями окон, которых вроде как прошлой зимой не наблюдалось. Почему так происходит, сегодня и разберёмся. Рассмотрим наиболее частые причины сего неприятного явления и способы самостоятельного их устранения.

Причина №1: наглухо забитый салонный фильтр.

Кстати, многие вообще даже не подозревают о его существовании, и уж тем более - о необходимости периодической замены. А он есть! По крайней мере, на всех мало-мальски современных машинах. Находится в разных местах: иногда меняется из-под капота, чаще из салона. Точную информацию о его местонахождении можно найти в "Руководстве по эксплуатации" - да-да, существует такая книжка к каждой машине. Нас же интересует то, что эта копеечная деталь способна доставить кучу неудобств, будучи забытой. В процессе работы системы отопления и вентиляции фильтр накапливает в себе грязь, пыль и влагу. Соответственно, со временем сопротивление проходящему потоку воздуха возрастает, и сила обдува из дефлекторов значительно падает. Это первая причина запотевания. Воздушного напора просто недостаточно для испарения конденсата со стёкол. И вторая причина - это то, что фильтр сам становится "увлажнителем". Ведь за несколько лет что его не трогали, в нём в прямом смысле заводится жизнь - в виде различных бактерий. Весь процесс "брожения" сопровождается накоплением влаги, которая и передаётся проходящему через фильтр воздуху и далее стёклам салона.

Решение: Замена салонного фильтра. Процедура на подавляющем большинстве автомобилей элементарная. Вот пара видеопримеров для наглядности, можете убедиться сами - раз и два. Максимум, что может понадобиться - пара отвёрток.

Ну вот как-то так оно бывает. Полагаю, почему оно не дует и потеет, понятно без пояснений. (фото: aaatoday.com)
Ну вот как-то так оно бывает. Полагаю, почему оно не дует и потеет, понятно без пояснений. (фото: aaatoday.com)

Причина №2: Постоянно включенный режим рециркуляции.

Как ни смешно звучит, но этот элементарный нюанс также может быть не учтён автовладельцами, которым недосуг разбираться с мириадами непонятных кнопочек на панели. Так вот, у любого автомобиля есть кнопка, включающая режим рециркуляции воздуха в салоне. Нужна она для того, чтобы переводить заслонку печки из режима забора воздуха с улицы на забор из салона. Например, когда вы плетётесь за чадящим КамАЗом. Ткнули кнопочку - и салон стал "герметичным", вентилятор гоняет воздух внутри салона по кругу. Иногда эта кнопочка остаётся забытой в нажатом состоянии пожизненно, со всеми вытекающими последствиями в виде хронического конденсата на стёклах. Ну а как иначе. Воздух в салоне насыщается влагой от нашего дыхания, а свежего притока снаружи нет. Вот и получается эдакая постоянная внутрисалонная баня. Бывает и так, что кнопка отжата, но сама заслонка рециркуляции залипла в закрытом положении.

Решение: отжать кнопку, как ни странно. :) Как она выглядит, можно посмотреть ниже на картинке. А проверить, реагирует ли заслонка, также можно не прибегая к услугам сервисов. Включите "печку" на максимальный обдув и понажимайте кнопку рециркуляции. При работающей заслонке вы сразу же уловите акустическое изменение в потоке воздуха, выходящего через дефлекторы. Если же с нажатием кнопки шум потока ровным счётом никак не изменился - необходимо разбираться с приводом заслонки рециркуляции.

вот так выглядит кнопка переключения забора воздуха (фото: newmobility.news)
вот так выглядит кнопка переключения забора воздуха (фото: newmobility.news)

Причина №3:_утечка антифриза.

Жижа эта представляет собой водный раствор многоатомных спиртов, а значит - замечательно испаряется на открытом воздухе при положительной температуре. Кстати, именно поэтому микроутечку зачастую так трудно найти: на горячих деталях несколько просачивающихся капель улетучиваются очень быстро. В отличие, например, от того же масла, потёки которого видны всегда. И в нашем случае, подтекающий патрубок отопителя запросто может давать примесь в поступающий в салон воздух. И примесь эта будет оседать на стёклах маслянистым конденсатом. Кстати, явление это не только мешает обзору, но и опасно само по себе: охлаждающая жидкость ядовита при вдыхании её паров.

Решение: проследить за уровнем ОЖ в бачке. Если приходится постоянно доливать, а стёкла при этом вечно запотевшие (при этом не помогают ни смена фильтра, ни всегда выключенная рециркуляция) - ищИте где течёт в районе отопителя. Кстати, при этом рекомендую осмотреть и ощупать ковролин в районе ног передних ездоков. При утечках из системы отопления уходящая жидкость скапливается лужами на полу.

Если капает прямиком на коврик - можно считать, это хорошо. Обнаружите сразу. Но бывает и так, что стекает "аккуратно", прям про ворсу сверху-вниз, и обнаруживается когда под ногами уже начинает хлюпать. (фото: zydira.ru/)
Если капает прямиком на коврик - можно считать, это хорошо. Обнаружите сразу. Но бывает и так, что стекает "аккуратно", прям про ворсу сверху-вниз, и обнаруживается когда под ногами уже начинает хлюпать. (фото: zydira.ru/)

Пожалуй, это тройка самых распространённых причин запотеваний внутри машины. Конечно, при поиске неисправности неплохо бы включить и просто здравую логику. Например, обратить внимание на те места, где воздух уходит из салона. Не исключено, что в автомобиле давно валяется куча ненужных предметов, которые наглухо закрыли вентиляционную решётку вытяжки. Или, грязь и перегной из старой листвы закупорили отверстия в кузове снаружи, через которые воздух выходит на улицу. Здесь конкретных советов давать не буду, так как эти места у всех автомобилей разные, но всегда есть интернет, который подскажет. В процессе поиска не стоит исключать и среднестатистическую квалификацию сервисов. Особенно, если проблемы начались после очередного техобслуживания. Кстати, автор лично сталкивался с прецедентом, когда его знакомому официальный дилер воткнул на ТО салонный фильтр в положении, в котором он ну никак не мог залезть. Тупо запихали силой и закрыли крышку. Обычное дело. :) Итогом логично явилось то, что даже включенный кондиционер не мог нормально продуть стёкла. Так-то. В любом случае, разбираемая сегодня проблема по сути-то копеечная, и найти причину вы однозначно сможете самостоятельно. Было бы желание, как говорится.

Надеюсь, кому-то будет полезно!
Всем исправной вентиляции и чистых стёкол!