10 777 subscribers

Ремонт подбитой техники: вермахт и РККА

46k full reads
57k story viewsUnique page visitors
46k read the story to the endThat's 79% of the total page views
5 minutes — average reading time

Многие знают, что в техническом отношении (по ТТД основных танков) немецкие танковые войска уступали или, по крайней мере, не превосходили аналогичные войска своих противников. В чем же причины их феноменальных успехов на полях сражений?

Ремонт подбитой техники: вермахт и РККА

Прежде всего, рассмотрим организационные вопросы обеспечения действий танковых войск в бою. Одним из самых важных в этом контексте является вопрос эвакуации подбитой техники с поля боя и восстановительного ремонта неисправных и подбитых машин в ближнем тылу.

Главным показателем может служить тактический уровень организации ремонтной службы.

Ветеран войны, военный инженер Швебиг Анатолий Петрович в своих воспоминаниях отмечал, что в Красной Армии сгоревшие танки отправляли на переплавку. И это возлагалось на службы фронта, отнюдь не частей. Бывали, конечно, ситуации, как в 1941 под Москвой, когда не приходилось рассчитывать на помощь служб фронта. Сгоревшие танки зачастую резали автогеном и сами отправляли в тыл.

К 1943 году ситуация изменилась. Появились специальные команды, которые подчинялись фронту. Им сообщали о месте гибели танка, а дальше поврежденными танками занимались они. Остро ощущался недостаток специальных тягачей для вытаскивания подбитых танков. Потому инженерам из команд по ремонту и их подчиненным приходилось импровизировать.

Если у танка была подбита башня, то ее снимали, а танк превращали в тягач, с помощью которого вытягивали прочие машины. Сгоревшие или подбитые танки на линии огня бросали. Занимались ими лишь после отхода немцев.

Другими словами эвакуация и ремонт неисправной техники начинался с бригадного уровня и, в зависимости от сложности ремонта до фронтового уровня.

Ремонт подбитой техники: вермахт и РККА

Динамика развития ремонтных служб танковых войск Красной Армии такова:

1)К завершению 1941 года для среднего уровня ремонта бронетехники организовано 48 подвижных ремонтных баз (армейский и корпусной уровень).

2)В начале1943 года в войсках для ремонтно-восстановительных работ в танковых и механизированных частях уже сформировано 108 подвижных ремонтных баз, 23 отдельных ремонтно-восстановительных батальона и 19 армейских ремонтно-восстановительных батальонов. Тактически ремонтные службы были доведены до дивизионно-бригадного уровня.

3) В течение 1943 года для эвакуации поврежденной бронетанковой техники с поля боя сформировано 56 эвакуационных рот. Опять же армейский и дивизионный уровень.

Красноречивые факты:

- в докладной записке, отправленной наркому НКВД капитаном госбезопасности Брезгиным из особого отдела НКВД при штабе 1-й Ударной армии 14 февраля 1942г, указывалось на отсутствие в частях этой армии ремонтных бригад для восстановления танков, запчастей для ремонта и отсутствие эвакуационных средств, вследствие чего более 70 боевых машин брошены экипажами в районе боевых действий;

- 200 километровый марш 2-ой танковой армии Центрального фронта (12-19 февраля 1943 года из района Ефремова в район Фатежа), привел к оставлению на маршруте по причинам технических поломок 226 танков из 408;

- на 19 февраля 1943 года во всех танковых корпусах Юго-Западного фронта к началу контрнаступления группы немецко-фашистских армий «Юг» оставалось в строю всего лишь 20 танков.

Для понимания ситуации – до второй половины 1943 года поля сражений большей частью оставались за немцами, вместе с подбитой и поврежденной техникой, которую не успевали эвакуировать. Всего за годы войны в СССР было произведено 109932 танка и САУ, кроме того получено по ленд-лизу 10842 единиц. По данным ремонтных служб - за время войны было выполнено около полумиллиона ремонтов танков и самоходно-артиллерийских установок (САУ). Таким образом, практически каждый выпущенный советскими заводами танк и САУ, включая полученные по ленд-лизу от союзников, ремонтировался не менее четырех раз.

Как же эвакуация и ремонт подбитых машин осуществлялись у немцев? Прежде всего, о тактическом уровне. Это уровень танковой роты!

Ремонт подбитой техники: вермахт и РККА

Не говоря уже о том, что немецкая танковая рота по числу боевых машин соответствовала или даже превосходила в некоторых случаях танковый батальон Красной Армии (этот вопрос подробнее рассмотрим в другой публикации), танкисты не отвлекались от боевой работы на мелкий ремонт бронетехники.

Еще в 1930-х гг., разрабатывая доктрину применения танковых войск в современной войне генерал Лутц, идеи которого были дополнены и развиты полковниками Гудерианом и Нерингом. Все они ставили во главу угла необходимость увеличения уровня материально-технического обслуживания танковых соединений и частей, считали, что это может стать решающим фактором побед на поле танкового боя. В соответствии с этими идеями структурировались сами ремонтные службы.

Формирование структуры ремонтных служб панцерваффен вермахта на различных этапах существования:

1) предвоенный период - ремонтные мастерские, в которых работали солдаты инженерных войск и механики. Основную часть контингента этих служб составляли гражданские специалисты, которые после мобилизации становились военными, и продолжали работать на занимаемых должностях (батальонный уровень).

2) вторая половина 1939 года - в танковых батальонах были образованы специальные эшелоны технической поддержки, выполнявшие работы по техническому обслуживанию и ремонту техники.

Ремонт подбитой техники: вермахт и РККА

Наряду с этим, на ротном уровне создаются полувзводы ремонта и технического обслуживания, куда направлялись прошедшие специальный отбор и подготовку рядовые танкисты из состава рот (ротный уровень). Самые сложные в техническом плане работы выполняли взводы технического обслуживания, укомплектованные более опытными специалистами (батальонный уровень). Роты-мастерские (в составе танковых полков), в которых техническое обслуживание вооружения осуществляла мастерская, занимавшаяся также снабжением боеприпасами, а полевая мастерская отвечала также и за работоспособность радиооборудования танков и другой бронетехники (налицо структурирование в зависимости от сложности ремонта по уровням рота-батальон-полк);

3) конец 1942 начало 1943 года - рост количества новых видов танков и ввод в строй другой новой боевой техники потребовали значительного количественного и качественного увеличения ремонтных подразделений. Поэтому ротные полувзводы технического обслуживания разворачиваются во взводы, а на батальонном уровне разворачивается полевая мастерская, по штату из двух взводов. Примерно в это же время в состав полковой ремонтной роты вошел еще и третий взвод: аварийно-ремонтное подразделение, которое занималось отправкой на фронт восстановленных танков и другой бронетехники, прошедшей ремонт.

Ремонтные подразделения панцерваффен не были предназначены для участия в боях, но, в случае необходимости, использовались. Из воспоминаний немецкого танкиста Рейнгольда Бауэра о событиях боя начала июля 1941 года под городом Слоним в центральном секторе Восточного фронта следует, что солдаты ремонтной службы отбивали атаку прорвавшихся советских танков, а один из ремонтников, забравшись в башню установленного для эвакуации на платформу немецкого танка, произвел выстрел из танковой пушки, подбив советский танк.

Ремонт подбитой техники: вермахт и РККА

Немаловажно, что ремонтные службы являлись не только резервом и источником пополнения танковых экипажей, но также пехотным резервом в случае острой необходимости.

В заключение можно добавить, что общее количество выпущенных промышленностью Германии и оккупированных стран Европы танков и самоходных орудий основных модификаций составило:

Ремонт подбитой техники: вермахт и РККА

Путем несложных арифметических вычислений, можно сделать вывод, что среднемесячное пополнение войск новой техникой составляло всего лишь 640 единиц. А это в свою очередь лишний раз подтверждает высокий уровень организации ремонтно-эвакуационных работ в войсках Германии, в отсутствие которого вермахт лишился бы танков как рода войск уже к исходу 1943 года.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.
Поддержи канал: ставь лайк и подписывайся на наш Дзен!
Почта для связи с авторами: Wwise11111994@yandex.ua