10 фильмов-лауреатов ММКФ

02.05.2018

Автор текста – Анна Самойлова

Московский Международный фестиваль прошёл на прошлой неделе, а мы всё никак не можем отойти. Все говорят о том, что ММКФ сейчас уже не торт, и что последний был тоже далеко не лучшим. Но нам всё равно, мы любим этот фестиваль всей душой и, чтобы вы понимали, насколько он крут, собрали для вас подборку из десяти фильмов-лауреатов, которые получали в разное время главный приз – «Золотого Святого Георгия» (в этом году, напомним, призёром стала якутская лента «Царь-птица»).

Судьба человека (1959)

Победитель первого Московского международного кинофестиваля в 1959 году (не считая проводившегося в 1935 году и после взявшего долгий перерыв) – режиссерский дебют Сергея Бондарчука, также самостоятельно исполнившего главную роль. Картина снята по одноименному произведению Михаила Шолохова. Это история советского солдата, прошедшего через войну и немецкий плен и, несмотря на все испытания, сохранившего человечность, любовь и сострадание. Желание экранизировать рассказ стало буквально целью жизни режиссера. Этот фильм – легенда советского кино, как и другие фильмы о войне: «Летят журавли», «Иваново детство», «Баллада о солдате».

Голый остров (1961)

На втором ММКФ Главный приз получил Кането Синдо. Его полностью (!) лишённый диалогов фильм рассказывает об одном годе из жизни крестьянской семьи, живущей на острове, где нет пресной воды. Каждый день им необходимо преодолевать сложный путь к морю ради неё. Ничто не может изменить ход рутинных событий, даже страшная трагедия. При создании «Голого острова» режиссер всецело положился на природу, наполненную ветром, колышущим траву, и морскими пейзажами, шум которых заменяет суетливые слова. С этого фильма начинается регулярный мировой прокат фильмов Синдо.

Восемь с половиной (1963)

Один из самых известных фильмов Федерико Феллини, рассказывающий о непростом периоде в жизни известного итальянского режиссера Гвидо Ансельми (Марчелло Мастрояни), который испытывает трудности при создании своего нового фильма, плюс дело осложняют личные проблемы. Фильм наполнен фантасмогоричными фантазиями режиссера и многочисленными воспоминаниями. Картина могла не попасть в конкурс, поскольку некоторые посчитали его индивидуалистичным произведением. Но были сторонники Феллини (в том числе и Сергей Герасимов и известный кинокритик Антонелло Тромбадори, который даже приезжал на защиту режиссера), и их невероятными усилиями фильм допустили до конкурса. Григорий Чухрай наградил фильм, несмотря на явную необходимость отдать приз советскому фильму «Знакомьтесь, Балуев».

Дерсу Узала (1975)

Советско-японский фильм, поставленный легендарным Акирой Куросавой по мотивам романа известного исследователя Восточной части России Владимира Арсеньева «По Уссурийскому краю». Действие разворачивается в начале двадцатого века в царской России. Владимир Арсеньев (Юрий Соломин) с небольшой группой солдат отправляется в экспедицию в азиатскую часть страны, в которой их сопровождает опытный охотник Дерсу Узала (Максим Мунзук), с которым у главного героя завязывается крепкая дружба. Фильм стал гимном о необходимости уважительного отношения к природе, связь с которой у большинства людей безвозвратно утрачена. «Дерсу Узала» ждал триумф в прокате и высокие оценки критиков.

Пятая печать (1976)

Экранизация Золтана Фабри одноимённой повести Ференца Шанты. События разворачиваются в 1944 году в Венгрии, после салашистского переворота, в ходе которого у власти оказался Ференц Салаши. Ежедневно арестовывают и уничтожают сотни венгерских евреев и цыган. Главные герои каждый вечер собираются в кабачке и рассуждают о происходящем вокруг. Однажды в ходе разговора они задаются вопросом какую участь лучше иметь – раба или злого тирана. Вскоре им предстоит ответить на этот вопрос не на словах, а на деле. Фильм становится притчей о покаянии, жертвенности, крепости веры, силе духа и о преодолении страха смерти.

Васса (1982)

Золотой приз на XIII ММКФ. Фильм Глеба Панфилова, поставленный по пьесе М. Горького «Васса Железнова», в котором главную роль исполнила муза и жена режиссера Инна Чурикова. История Вассы, на долю которой обрушились семейные проблемы и риск потери прибыльного дела, поднимается на уровень трагедии. В отличие от привычного понимания образа, героиня Панфилова не монолитный черствый персонаж, а любящая мать и проницательная личность. Черты её характера многогранны. Режиссер несколько осовременивает фильм, при этом сохраняя интонацию Горького. Но вместо обличения «буржуазного строя», свойственного большинству версий, на первый план вышла драма главной героини.

Иди и смотри (1985)

В основу фильма Элема Климова легла «Хатынская повесть» Алеся Адамовича, личные детские воспоминания режиссера о Великой Отечественной войне и документальные факты того времени. Режиссер назвал фильм «мольбой о мире». В центре сюжета – истерия молодого парня, ушедшего в партизаны и ставшего свидетелем зверского уничтожения Белорусской Хатыни нацистами. Элем Климов категорически отказывался брать на главную роль профессионального актера, чтобы привычка защищаться от переживаний не препятствовала необходимой режиссеру правдоподобности, а в актерском составе были местные жители (съемки проходили в нескольких сотнях километров от Минска), среди которых были и реальные свидетели тех страшных событий.

Кинолюбитель (1979)

Лента рассказывающая о рабочем (Ежи Штур), который с головой ушел в съемки документального фильма на свою камеру, забыв о самом главном, получила приз на ММКФ и принесла польскому режиссеру мировую известность. Кшиштоф Кесьлевский начинал работать в кино как документалист. Большинство фильмов («Работники 71», «Госпиталь», «Станция» и т.д.) посвящены событиям из повседневной жизни Польши, в каждом из них поднимались социальные проблемы, что порой вызывало неодобрение правительства. Фильмы подлежали цензуре, разрушающей замысел. Кесьлевский приходит к осознанию того, что документальное кино не только не может передать всей правды жизни, но и к тому же вторгаются в личную жизнь человека, это и привело его в игровое кино. В «Кинолюбителе» (третья работа в новом статусе) можно увидеть аллюзии на творческий путь самого режиссера.

Жизнь как смертельная болезнь, передающаяся половым путем (2000)

Ещё один великий польский режиссёр в нашей подборке. Фильм рассказывает о враче (Збигнев Запасевич), который узнал, что смертельно болен. История балансирует между жестким натурализмом, изображением физических страданий человека и духовностью, повествованием о пути человека к вере в Бога, в которой он переосмысливает свою быстротечную жизнь и осознает, что за смертью бренного тела не наступает смерть вечной души. Интересно, что название фильма Кшиштоф Занусси буквально нашел на стене: «Я его нашел, просто написанным на стене каким-то фрустратом в моем городе. «…» Я задумался, что это точно и, на первый взгляд, смешно, а на самом деле совсем не смешно». На этом конкурсе Занусси практически сразу был главным претендентом на победу.

Хохлатый ибис (2017)

Победитель прошлогоднего ММКФ режиссера Лян Цяо, рассказывает о пекинском репортере Винсе Кане (Мэн Хайянь), который отправляется в свою родную деревню, чтобы снять фильм о редкой птице – хохлатом ибисе – национальном символе Китая. Параллельно выясняется, что для спасения животного необходимо закрыть завод, являющийся единственным источником заработка для сельчан. Внимание прессы заставило общество обратить внимание на экологическую катастрофу, к которой привела индустриализация Китая. Винс открывает для себя страну во всей ее красоте и убожестве. Проблема окружающей среды раскрывается очень тонко и поэтично, расширяясь до исследования целой страны. «Золотого Георгия» присудили «за кинематографическую ценность и человечность».