10 классных австрийских фильмов

09.04.2018

С 11 по 15 апреля творческое объедиение CoolConnections проводит очередной, уже 7-й фестиваль австрийского кино. Мы вспомнили 10 важных фильмов, снятых на родине Арнольда Шварцнеггера и венского штруделя. Не ждите сливок, начинайте смотреть хорошее кино прямо сейчас.

Руки Орлака (1924)

Триллер от режиссера «Кабинета доктора Калигари» Роберта Вине. После страшной аварии на железной дороге талантливый пианист, лишившийся рук, понимает, что его новенькие пересаженные врачами конечности пытаются жить своей жизнью и даже управлять им. Вскоре выясняется, что ему пересадили руки убийцы, который был казнен. Один из лучших фильмов немецкого киноэкспрессионизма, который историк кино Жорж Садуль назвал «гиньольным». Как и все фильмы этого течения, «Руки Орлака» пропитаны мрачным настроением: мысли героев и их подсознательные желания воплощаются в пугающих экспрессионистских образах, а Конрад Фейдт талантливо передает состояние человека, ощущающего чуждость собственному телу.

Безрадостный переулок (1925)

Драма Георга Вильгельма Пабста, экранизация романа Гуго Беттауэра. Картина принадлежит «немецкой новой вещности» - направлению, сформировавшемуся в одно время с немецким киноэкспрессонизмом. Для него характерен интерес к конкретным ее явлениям жизни, насущным проблемам, показанным без фильтров. Главные роли исполнили звезда датского немого кино Аста Нильсен и только набирающая обороты Грета Гарбо. Впервые во всей полноте воссоздан послевоенный мир: обеднение мелкобуржуазного класса, нищие улицы, где за куском мяса выстраиваются длинные очереди, а девушки вынуждены либо продавать себя, либо погибать. Голодному нищему миру противопоставлена среда бесстыдных богачей и спекулянтов.

Сисси (1955)

Костюмированная мелодрама Эрнста Маришка – первый фильм трилогии о Елизавете Баварской. Сисси, как называли императрицу близкие, вместе с семьей отправляется в Бад-Ишль на празднование дня рождения австрийского императора Франца Иосифа, помолвленного с ее старшей сестрой. Но планы двух семей на будущее не смогут состояться после встречи Сисси и императора. Фильм стал не только одной из самых масштабных костюмных картин Австрии, с пышными декорациями и нарядами (модницам особенно запомнится свадебное платье Сисси), передающими дух эпохи, но и стал началом успешной кинокарьеры Роми Шнайдер, исполнившей главную роль В картине также снялась ее мать – Магда Шнайдер.

Мост (1959

Фильм, подаривший мировую известность Бернарду Викки, проявившему себя до этого в качестве актера, фотографа и режиссер-документалиста. В основу «Моста» легло произведение Манфреда Грегора, рассказывающее о событиях, происходящих в последние дни Второй мировой войны. Нацисты, готовящиеся к сопротивлению наступающей американской армии, берут в свои войска школьников и оставляют их охранять мост, через который и начнется наступление армии США. История страшной и бессмысленной бойни, в которой погибли вчерашние шалопаи, мозги которых были слишком сильно промыты пропагандой. Фильм получил множество наград, в том числе «Золотой глобус» за лучший иностранный фильм и премию Национального совета кинокритиков США.

Смерть рабочего (2005)

Один из самых известных фильмов Михаэля Главоггера, общепризнанного мастера документального кино, увы, умершего достаточно рано во время съёмок своего очередного фильма. Кинокритиками отмечено, что общая тематика лент режиссера - влияние глобализации на жизнь человека. Каждая работа мастера получала высокие оценки критиков и награды на международных кинопремиях и фестивалях. «Смерть рабочего» не стала исключением, она получила премию Deutscher Filmpreis за лучший документальный фильм, приз ФИПРЕССИ на фестивале документального кино в Лейпциге и премия имени Джона Грирсона за лучший документальный фильм на Лондонском кинофестивале. Фильм рассказывает пять историй, происходящих на разных точках земного шара (Украина, Индонезия, Нигерия, Пакистан, Китай). Их объединяет общая тема – тяжелый труд человека, связанный с риском для жизни. Рабочие в его фильме окружены ореолом героизма. Фильм говорит об упадке физического труда, противопоставленный праздных людей, для которых орудия труда являются лишь антикварным прошлым. Да, предупреждаем: в фильме присутствуют натуралистичные сцены убийства скота.

Фальшивомонетчики (2007)

Действие драмы Штефана Рузовицкого, опирающейся на реальные события, происходит в Германии в преддверии Второй мировой войны. Главного героя, фальшивомонетчика Соломона Соровича, арестовывают за его «профессиональную» деятельность. Однажды нацисты переводят и его и еще нескольких заключенных в другой лагерь, где их привлекают к производству фальшивых долларов и фунтов стерлингов, необходимых Германии для операции «Бернхард», цель которой – разрушение экономики США и Англии. Фильм показывает людей, которые оказываются перед сложным моральным выбором: сотрудничать с врагом или погибнуть, но не изменить себе. Подобный вопрос, но в других обстоятельствах, задает себе герой венгерского фильма «Сын Саула» Ласло Немеша. «Фальшивомонетчики» созданные в копродукции с Германией, впервые были показаны на Берлинском кинофестивале, где получили положительные отзывы критиков, а в 2008 году завоевали «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке.

Ночь на закате лета (2011)

«Человек талантливый, талантлив во всех областях» – эта мысль Лиона Фейхтвангера как нельзя вернее описывает Бернхарда Каммеля. До того, как начать снимать кино, он изучал архитектуру, теологию, лесное хозяйство, проявил себя как фотограф. Ему принадлежит серия портретов, которые из статики приходят в движение. Все свои фильмы он создает практически самостоятельно (прорабатывает декорации, монтирует и т.д.). Каммель с большой любовью относится к российскому кинематографу. В его второй картине «Ночь на закате лета» сыграли российские актеры, среди которых София Чернова, Анна Синякина и Кирилл Кяро, а также работали другие российские кинематографисты. Сюжет картины напоминает «Жертвоприношение» Андрея Тарковского. Вечеринка по случаю ухода на пенсию одного из героев, проходящая в лесу, омрачается странными событиями: теряется связь с городом, низко над землей пролетают истребители, а в горах появляется странное сияние. Становится очевидно, что приближается трагедия.

Любовь (2012)

Главная картина самого известного австрийского режиссёра на данный момент Михаэля Ханеке, принёсшая ему вторую Пальмовую ветвь (первая за «Белую ленту») рассказывает о пожилых супругах, проживших друг с другом длинную жизнь. Жена главного героя заболевает и становится практически полностью парализованной, муж окружает ее заботой и любовью. Главные роли исполнили великие французские актеры Изабель Юппер, Жан-Луи Трентиньян и Эммануэль Рива. Для последней эта роль стала одной из последних (печальная тавтология) и принесла ей первую и единственную в жизни номинацию на «Оскар». Это первая лента мастера, рассказывающая о любви, а не ненависти. Реалистическая лента может поразить даже самого скептичного зрителя поэтичным финалом.

Рай: Надежда (2013)

Трилогия Ульриха Зайдля «Рай» рассказывает истории трех женщин, связанных родством. В одном из интервью режиссер говорил: поскольку в его фильмах главные героини женщины, они неизбежно должно быть связаны с поиском нежности, любви. В основе проблем – отношения с собственным телом. Другая тема, которую рассматривает трилогия – навязывание определенных стандартов красоты, из-за которых люди, неподходящие под них, могут чувствовать себя неуверенно. «Рай: Надежда» – заключительная часть, рассказывающая о дочери главной героини из фильма «Рай: Любовь». Тринадцатилетняя Мелани, находясь в лагере для подростков с лишним весом, влюбляется в доктора намного старше ее. Заключительный фильм стал лучшим не только в трилогии, но и в фильмографии режиссера.

Я вижу, я вижу (2014)

В российском прокате фильм больше известен под названием «Спокойной ночи, мамочка». Братья-близнецы не узнают в женщине, зашедшей в их дом с перебинтованным лицом, свою мать, утверждающую, что она всего лишь сделала небольшую косметическую операцию. Вдвоем мальчики решают разоблачить самозванку, порой прибегая к насилию, от которого содрогнется практически любой зритель. Картина снята Северином Фиалом и Вероникой Франц - племянником и женой Ульриха Зайдля. Фильм получил пять наград австрийской киноакадемии. Рамки хоррора расширяются представлениями об облике и неожиданных формах, которые может принять зло, вследствие этого становится важным элемент безличности и самоидентификации, невозможности узнать родного человека.

Автор текста - Анна Самойлова.