Хаслер в естественной среде обитания. «Дикий» – рецензия

Автор текста – Ксения Петренко.

«Дикий» – первая самостоятельная полнометражная работа французского режиссёра Камиля Видаль-Наке, которая сразу же была отмечена на «Неделе критики» Каннского фестиваля. Картина рассказывает о молодом человеке по имени Лео, который занимается уличной проституцией, зарабатывая этим себе на жизнь. Казалось бы, режиссёр ступает на уже давно перепаханное поле: тема торговли телом одна из самых популярных в истории кино. Но обычно эта проблема рассматривается в контексте женской судьбы, и тот факт, что автор перекладывает уже знакомый нам материал на непривычную почву, позволяет увидеть тему под новым углом.

Проблема мужской проституции и вправду исследована мало. На фоне истории одного человека, автор показывает целый срез общества. Различные персонажи, работающие с главным героем на одной улице, ведут себя по-разному в сложившихся обстоятельствах: кто-то ворует, кто-то борется за место «под солнцем», кто-то желает, наконец, выбраться из этой «ямы». Главный герой не принадлежит ни к одному из этих типов. В этом и состоит его драма. Зрителю так и не удаётся узнать наверняка, что держит Лео на улице. Остаётся только строить предположения на этот счёт. Возможно, и сам режиссёр до конца не знает ответ на этот вопрос, и с интересом, вместе со зрителями, анализирует личность главного героя через провокационные ситуации. Здесь прослеживается некоторая парадоксальность. Вообще Франция считается благополучной страной и, очевидно, современных режиссёров интересуют люди, которые из этого благополучия выбиваются. Выбиваются не по каким-то веским причинам, а по причинам сугубо внутренним. Так героиня картины Франсуа Озона «Молода и прекрасна» занималась проституцией не потому, что она была бедная и нуждалась в куске хлеба, а потому что ей это нравилось.

В «Диком» прослеживаются похожие мотивы. Героя не держит на улице бедность. Он зарабатывает неплохие деньги, однако спит на тротуаре, ворует яблоки в магазине, ходит в лохмотьях. Нам ни разу не показывают, на что он тратит зарплату. Из этого напрашивается вывод, что Лео мог бы жить лучше, просто он этого не хочет и его абсолютно устраивает данное положение вещей. Его устраивает туберкулёзная болезнь, устраивают насилие, пытки и унижения. Со стороны он похож на ненормального фрика, действия которого трудно понять цивилизованному человеку. Один из персонажей, бросает показательную фразу в его адрес: «Мне кажется, тебе просто нравится быть шлюхой!». Это подводит нас к разгадке его образа, ведь когда герою предоставляется шанс стать обычным цивилизованным человеком, он всё равно возвращается в родные «джунгли», где ощущает истинную свободу. Это – естественный ареал его обитания.

Режиссёр показывает этот мир очень натуралистично, со всеми нагими подробностями, которые для нас кажутся извращениями, а для героя являются «зоной комфорта». Уровень «дикости» персонажа от кадра к кадру растёт в геометрической прогрессии, а документальная манера съёмки заставляет нас искренне верить происходящему.
Однако же за броскими внешними атрибутами скрывается проблема более глубокая, лежащая в основе трагедии героя, а именно – одиночество и отсутствие любви. В блужданиях Лео от клиента к клиенту есть какое-то наивное желание найти себе близкого человека. Герой напоминает взрослого ребёнка, который надеется на ответную любовь, ищет тёплых объятий, смеётся над глупыми вещами. Исполнитель главной роли
Феликс Марито блистательно соединил в своём образе порочность и одновременно чисто детскую наивность.

Отсутствие человеческих отношений не оставляют герою выбора, кроме как забыться в рутине. Но Лео – персонаж принципиальный, ему не нужны подачки в виде чрезмерной заботы и нежности, он хочет ответных чувств только от того, кого любит сам.
«
Дикий» — это кино, которое всеми силами пытается нас шокировать: и формой, и содержанием, и героями, и посылом. На самом же деле, всё гораздо проще и сложнее одновременно: режиссёр говорит о вечных человеческих проблемах, трагедиях и парадоксах судьбы, облекая это в современный киноязык.

Фильм был отсмотрен в рамках кинофестиваля Strelka Film Festival by Okko. Команда "Хорошего кино от Ивана Афанасьева" благодарит оргкомитет мероприятия за аккредитацию и возможность посмотреть фильм до официальной премьеры в РФ.