О том, как на Ирландии мультфильмы хороши. Интервью с Полом Янгом

Мы поговорили с ирландским продюсером об оборотнях, Анджелине Джоли и о том, почему в прошлом Америка так боялась ирландцев.

Пол Янг - один из основателей и генеральный директор ирландской киностудии Cartoon Saloon. Еще в колледже Пол познакомился с режиссерами Томмом Муром и Норой Туми. Чуть позже, в 1999 году, когда в Ирландии аниматоров можно было по пальцам пересчитать, трое друзей организовали собственную анимационную студию. Первый же дебютный мультфильм "Тайна Келлс" (2009 год) ждал оглушительный успех и номинация на "Оскар". Студия развивалась с фантастической скоростью и вскоре стала работать над популярными мультсериалами. В 2008 и 2009 годах киностудия удостоилась звания "Продюсер года" на Мультипликационном форуме. Сейчас Пол занимает должность председателя Ассоциации студий анимации Ирландии и является обладателем наград в области мультипликации и иллюстрации. А в копилке Пола и Cartoon Saloon уже три номинации на "Оскар", другие две за "Песнь моря" (2015) и "Добытчицу" (2017). Как сказал Пол, теперь он даже немного опасается следующего мультфильма: вдруг номинируют, уже в четвертый раз, а они снова не выиграют? Но, надеюсь, их очаровательные мультфильмы все-таки не побьют рекорд Леонардо ДиКаприо.

Интервью с Полом начинается сразу же после того, как я закончила разговор с Дэмиеном О'Коннором, в то время как до показа мультфильма "Добытчица" в "Октябре" остается не так много времени. В холле прибавляется людей, а главное детей, так что шум не стихает, а становится только сильнее. Но Пол явно рад видеть так много зрителей, пришедших на показ. Спешно дожевав свою булочку и допив кофе, Пол садится напротив меня и, приветливо улыбаясь, потирает руки, словно предвкушая удачную сделку.

- Пол, мой первый вопрос об анимации в Ирландии. Ваши картины широко известны и за ее пределами, но вероятно, есть и другие студии, которые тоже снимают классные мультфильмы?

(Как и в случае с Дэмиеном, Пол настроен говорить серьезно, так что разговор приобретает немного деловой тон).

- Ирландская анимация в принципе стала набирать обороты только последние 10 лет, думаю, это случилось, потому что в студиях появились сильные творческие лидеры. У аниматоров раньше просто не было работы, и тогда они стали организовывать свои собственные студии... А еще Ирландия такая маленькая. Невозможно получить все деньги на то, чтобы сделать мультсериал или полнометражный фильм, только в Ирландии. Так что, с самого начала, ирландские продюсеры уезжали заграницу и старались там искать спонсоров или просто людей, с которыми можно работать. И сейчас, можно сказать, вся наша прошлая работа приносит плоды. Наши студии выросли, приобрели большой опыт в создании анимационных фильмов, и благодаря прежним связям мы знаем теперь людей по всему миру, которым можно эти фильмы продавать или с которыми можно сотрудничать. А что касается Cartoon Saloon, да, мы в основном известны благодаря номинациям на "Оскар". Но кроме нас, есть еще... Как же их...

(Пол говорит очень быстро, часто перескакивая с мысли на мысль, но здесь он неожиданно забывает название студии, и, наморщив лоб, старательно пытается вспомнить.)

Просто есть еще другая студия, которая производит полнометражные мультфильмы... Не могу вспомнить название... В отличие от студий, которые производят мультсериалы, тех, кто делает полный метр не так много... (Пол сам смеется над тем, что название такой редкой студии в Ирландии вылетело у него из головы) Мультсериалы выпускают, к примеру, те же Brown Bag Films, Cavalier, Jam media... А, точно! Та студия, которая выпускает полный метр - это Moetion Films.

Это они сделали мультфильм Two by two (в российском прокате "Упс! Ной уплыл" - прим. ред.) с участием студии из Германии. Да, в Ирландии мы растем с фантастической скоростью. В 1996 только около 20 людей работали в анимации, а сегодня более 2000. И новые студии нанимают все больше людей, так как они производят много ТВ-контента. Сейчас появилась очень сильная потребность в контенте среди Netflix, Amazon, Disney... Все хотят анимацию! (смеется) И мы, можно сказать, с радостью готовы этот контент предоставить.

- Вы планируете выйти на Amazon? Disney?

- У нас есть шоу на Netflix "Puffin Rock". И мы также разрабатываем полный метр для них же. Еще делаем мультсериал для Nickelodeon. Но и многие другие ирландские анимационные компании делают, так называемую, обслуживающую работу. Например, Disney решает сделать шоу и вам платят, чтобы вы разработали для него анимацию. Но мы, конечно, формируем и свои идеи для фильмов. Мы продали одну такую идею Nickelodeon и Disney. Есть много способов получить проект. К примеру, одна идея для шоу пришла к Disney из Норвегии, они взяли ее на разработку, потом отдали нам, чтобы доработать полностью, а теперь мы собираемся продать этот проект обратно им (смеется)

- Говоря о работах вашей студии, первые два мультфильма "Тайна Келлс" и "Песнь моря" очень светлые. Как вы считаете, вы делали их в первую очередь для детей?

- Я думаю, что "Тайна Келлс", наверное, страшновата для самых маленьких. Мы вообще изначально собирались делать мультфильм для взрослых, основанный на этом мифе. Но делать фильм для взрослых довольно сложно, там нужно соблюдать определенные строгие правила. И затем, мы поняли, что чем больше мы работаем над историей, тем более детской она становится. "Тайна Келлс" скорее для детей от пяти и старше. А что касается "Песни моря", Томм (режиссёр мультфильма - прим. ред.) хотел сделать действительно семейный фильм. "Добытчица" же все-таки для более взрослых детей, от 9-10 лет, для тех, кто уже может прочитать книгу, по которой снят фильм. Ведь в книге поднимаются сложные вопросы, о детях, оказавшихся в трудной ситуации и многое другое...

- Говоря о "Добытчице", это действительно мультфильм на серьезную и достаточно острую тему. Можно ли сказать, что ваши мультфильмы растут вместе с вашей аудиторией?

- Хм, нет, не думаю. "Добытчица" скорее исключение из правила. В основном, мы все-таки делаем мультфильмы для детей. Кажется, у нас где-то снова мелькала идея сделать мультфильм для взрослых. Но в принципе, мы черпаем вдохновение из историй, которые приходят в голову режиссеру. И следующий фильм, который Томм делает, он тоже для детей.

- Wolfwalkers ("Волки-перевертыши"), да?

- Да, именно, как раз тоже для детей от 5 лет где-то

- А этот фильм также будет основан на ирландском мифе, как и ваши предыдущие работы?

- В какой-то степени, да. Идея пришла от Томма Мура и Росса Стюарта, который работал арт-директором на "Тайне Келлс". Им просто захотелось снова поработать вместе. И тогда они сели и стали думать над идеей для фильма. Для того, чтобы найти идею, они решили разделить лист на две части: в одной колонке написать вещи, которые они любят, а в другой, которые ненавидят. Кстати, всем режиссерам на заметку, этот трюк посоветовал аниматор из Pixar. Ведь в любой истории должен быть конфликт, а такая таблица, действительно, помогает его сформировать. Так, оказалось, что они оба, и Томм, и Росс, любят животных. Так что, они решили делать историю о правах животных. И пускай после идея стала развиваться немного в другом направлении, но этот лист был как раз точкой отсчета. Потом они уже нашли легенду о Килкенни. Килкенни - это место, где Томм родился и где, собственно наша студия расположена. Давным-давно, в Килкенни Святой Патрик в наказание обратил многих людей в волков. Из этой легенды у Тома получилась фантастическая история о людях, которые превращаются в волков и помогают путникам, потерявшимся в лесу. Если бы вы отправились в Америку во времена пуританства, когда люди были очень религиозны, и сказали бы, что вы из Килкенни, к вам бы сразу стали относиться с опаской, решили бы, что вы тоже оборотни. Мы начали изучать все те интересные истории о вервульфах, которые люди уже забыли. И в итоге в "волках-перевертышах" появилась Робин - девочка, у которой отец-охотник хочет убить всех волков в лесу. Но однажды Робин встречает в лесу необычную девочку, которая превращает ее в волка. Понимаете, это как бы история об охотнике, который сам становится жертвой. Такой вот перевертыш. И это круто! (Видно, что Полу нравится говорить о новом проекте, в этот момент глаза у него, что называется, горят)

- Да звучит круто!

- В этой истории будет очень много экшна, знаете, фантастики... Будет классно!

- Ждем его с нетерпением! Скажите, "Песнь моря" некоторые сравнивают с "Лабиринтом Фавна". Что вы думаете по поводу такого сравнения?

(Пол улыбается и радостно кивает головой.)

- О, это замечательно! Я обожаю дель Торо. Это очень лестное сравнение. Думаю, оно возникло из-за того, что "Лабиринт Фавна" - это тоже история, в которой речь идет о смерти и потери близкого человека, и все рассматривается через призму фантастического мира. Это тоже миф. И фильм, так же как и "Песнь моря", рассказывает детям истории, которые помогут им увидеть устройство мира и понять место человека в нем. И все эти эмоциональные вещи, как потеря близкого человека... Именно это любит делать и Том, любит рассказывать такие трогательные истории. Мы не планировали, чтобы "Песнь моря" получилась о смерти. История сама нас туда завела. Главные в этом фильме - это шелки (существа ирландского фольклора, прекрасные люди-тюлени - прим. ред.) Люди раньше рассказывали легенды, что если человек утонул в море- он превратился в шелки. Наш мультфильм в каком-то смысле по-своему интерпретирует эту легенду. Повторюсь, истории приходят отовсюду. Вот, например, "Добытчица", которая снята по книге. Ее автор работала в благотворительной организации в Пакистане и встречалась с различными женщинами, которые бежали из Афганистана в Пакистан. Она слушала их рассказы о молодых девочках, которые притворялись мальчиками, чтобы выжить в тяжелых условиях. А на фестивале в Торонто, после показа мультфильма одна девушка в зале поделилась, что с ней произошла подобная ситуация и что она в обличии мальчика бежала в Канаду, чтобы начать новую жизнь. В "Добытчице" мы опирались в основном на реальные истории, не на мифы.

- Говоря о "Добытчице", одним из ее продюсеров числится Анджелина Джоли. Можете рассказать о ее роли в проекте?

- Да, она включилась в работу после прочтения сценария. Анджелина является послом доброй воли ООН в Афганистане, сама помогала беженцам, организовывала там школы для девочек. Она хотела помочь в работе над фильмом, так как очень трепетно относится к этой теме. Анджелина сама позвонила Норе (режиссер "Добытчицы" - прим. ред.), и Нора летала в Лос-Анджелес, чтобы встретиться с ней. И она сильно помогала нам, когда дело касалось культурных особенностей. Мы хотели рассказать большую историю для международного проката, но понимали, что в то же время необходимо все показать правдиво. Анджелина была нашим консультантом. Она исправляла нас, объясняла, как люди говорят в Афганистане, как ведут себя, какой у них язык тела. Все это нам было нужно, чтобы верно создать анимацию. Ну и конечно же, ее мировая известность тоже не пошла во вред. Фильм получил большую огласку

- И мой последний вопрос касается ваших будущих планов. У Томма Мура есть два прекрасных комикса. Хотелось бы вам создать...

(В этот момент, к концу второго интервью, я чувствую, что порядочно устала говорить по-английски и стараться уловить почти неуловимое и очень быстрое ирландское произношение Пола, но Пол, можно сказать, понимает меня с полуслова и сам продолжает мою речь.)

-...мультфильмы по ним? В смысле, по тем, которые про Святого Патрика?

- Да, вот про Святого Патрика.

- Хм, ну на самом деле мы как-то никогда особо не думали об этом. Мне кажется, Томму больше нравится, когда комиксы остаются комиксами. Я имею в виду, если он хочет делать фильм, ему обязательно нужно что-то новое, свежее, над чем он еще не работал. Люди всегда спрашивают, не хотим ли мы сделать спин-офф "Тайны Келлс" или "Песни моря" с теми же героями. Но Томм от этого не в восторге. Уж если он что-то закончил, то, как он любит говорить: "Теперь я хочу начать полностью с нуля, с чего-то абсолютно нового!" Знаете, наверное, после "Волков-перевертышей" он будет делать комедию. Он хочет что-то такое забавное, может быть с компьютерной графикой... (Пол задумывается, видимо на секунду погрузившись в мысли по поводу нового фильма)

- Так нам не ждать фильма по его комиксам? Совсем?

- Нет, пожалуй, нет...Я думаю, это все-таки будет оригинальная идея. Но хотя, кто знает, может он такой скажет: "Да почему бы и нет? Давайте сделаем это!" (смеется)

В конце Пол не просит send ему a link, но зато интересуется на какой журнал я работаю. Путанными словами попытавшись объяснить ему название нашей группы, я в итоге сама начинаю рассказывать о том, что почти вся наша команда учится во ВГИКе, где есть факультет анимации. Пол вежливо кивает, но судя по всему, имя ВГИКа для него звучит впервые. Пожелав нам удачи с работой и пожав руку на прощание, Пол спешит на показ мультфильма.

Интервью подготовила Василина Свиридова.

Беседа с Полом Янгом проходила в рамках 11-го фестиваля Ирландского кино. Редакция паблика "Хорошее кино от Ивана Афанасьева" благодарит организаторов мероприятия за возможность пообщаться с этим интересным и талантливым человеком.