Попрыгун. "Подбросы" - рецензия

Автор текста - Николай Брага.

Сняв в 2014 году «Класс коррекции», а ещё спустя два года «Зоологию», Иван И. Твердовский зарекомендовал себя как подающий надежды молодой режиссёр. Его картины отличались остросоциальной проблематикой и умудрялись, помимо критического комментария, так или иначе направленного государству, попутно говорить пусть и на простые, но очень важные темы. «Подбросы» продолжают эту традицию, вписываясь в так называемую трилогию «российской аномалии», и представляют из себя самый совершенный кусок монолита.

Денис (Денис Власенко) болен врождённой анальгезией или, говоря простым языком, почти не чувствует боли. Ещё младенцем мать (Анна Слю) оставила его в бэби-боксе, и мальчик всю жизнь рос в интернате. В возрасте 16 лет в его жизни снова появляется мама и забирает к себе домой, где герой становится винтиком в продуманной схеме организованной преступной группы.

В “Классе коррекции” Твердовский проходился по системе образования, в “Зоологии” по системе здравоохранения, а теперь - по правоохранительным органам, суть заговора которых заключается в грамотном и продуманном обмане «терпил», под колёса к которым в необходимый момент прыгает главный герой. В этой схеме замешаны почти все инстанции: от сотрудника ДПС до судьи, которая всегда выносит неутешительный вердикт для подсудимого. В кадре с завидной частотой мелькает государственная символика, будь то герб, погоны или триколор – преимущественно крупным планом. Вся перечисленная атрибутика как бы намекает, что “Подбросы” – это в большей степени продукт своего топоса. Изображение же судебного процесса в картине заслуживает отдельных аплодисментов, вызывая самые противоречивые эмоции. Поди разберись на что это похоже больше: на полный условностей гипертрофированный спектакль, или же на практически документальную фиксацию реальности?

Название фильма возникло от словослияния «подбрасывать отбросов», а на английский переводится просто как Jumpman, отсылая к какому-нибудь комиксу, которым по воплощению фильм и является. Есть практически неуязвимый герой с недугом, который больше напоминает дар, а также мир, полный условных событий. Концепт требует принципиально другого подхода к постановке, и Твердовский это понимает. Отход от камерности прошлых фильмов пошёл на пользу и в техническом и в художественном плане: действие стало более динамичным, камеру лихорадит чуть меньше, а сгущающая краски мрачная скрипка звучит почти так же, как аналогичная у Роба Симонсена в “Охотнике на лис”.

Если есть нечто, что может смущать больше, чем торчащий атавизм в виде хвоста в “Зоологии”, так это совместные сцены дуэта Дениса Власенко и Анны Слю с предпосылками к инцесту. Тактильная близость в их отношениях иногда достигает каких-то неведомых масштабов неловкости, пока не приходит осознание какую цель преследовал постановщик, прописывая именно такие отношения между матерью и сыном. Впрочем, после этого в краску бросать всё равно не перестаёт.

Дьявол, как это обычно бывает в фильмах режиссёра, кроется в сценарии, которому не хватает резонирующей кульминации. В «Подбросах» очень много лобовых атак, но совсем не хватает самых радикальных. Лишь финальный аккорд этой истории выполнен на самом высоком регистре, сильно напоминая болевые откровения Даррена Аронофски из «Мамы!». Но нельзя не отметить, что новая работа Твердовского - это шаг вперёд и явная демонстрация того, что из подающего надежды новичка он потихоньку превращается в настоящего художника с твёрдой рукой.

Фильм был отсмотрен в рамках кинофестиваля Strelka Film Festival by Okko. Команда "Хорошего кино от Ивана Афанасьева" благодарит оргкомитет мероприятия за аккредитацию и возможность посмотреть фильм до официальной премьеры в РФ.