Правда, которая освобождает. "Аврора Бореалис: Северное сияние" - рецензия

Пожилой женщине Марии Погань, живущей в глухой венгерской деревне, приходит письмо со страшным известием из далекого прошлого. Мария впадает в кому, узнав информацию, которую пыталась найти всю жизнь. К ней в больницу приезжают ее взрослая дочь Ольга и внук-студент. Когда Мария приходит в себя и нехотя начинает рассказывать о том, что так взволновало ее, на свет выходят из тьмы истории, которые даже спустя много лет причиняют боль ей и ее близким.

Действие фильма параллельно происходит в двух временных пластах: современность и 50-е годы прошлого века, когда Венгрия была оккупирована советскими войсками. Тогда творились страшные вещи, которые наша страна поспешила как можно быстрее предать забвению. Но факт остается фактом: солдаты советской армии устраивали разгромы, дебоширили, вели себя как агрессивные завоеватели. Об этом откровенно рассказал свидетель тех событий, известный советский поэт Борис Слуцкий в книги воспоминаний "О других и о себе". Самое страшное, что солдаты часто насиловали австрийских и венгерских девушек. Около 20 тысяч детей стали плодами не любви, а изнасилования.

Мария Погань (невероятная венгерская актриса Мари Тёрёчик) – одна из невинных жертв того времени. Когда она с женихом перебегала австрийскую границу, их заметили солдаты. Жених погиб, а Марию жестоко изнасиловали прямо там, рядом с трупом любимого. После ей удалось сбежать и найти приют у своей знакомой, но она оказалась беременна от одного из насильников. Ребенок вызывал у нее отвращение, она не хотела рожать, но судьба распорядилась по-своему. Смотреть на мучения главной героини, как молодой, так и старой, болезненно переживающей воспоминания о молодости, тяжело. Глаза от страха закрывать не хочется, но они остаются распахнутыми от ужаса, возникающего при виде тех жутких вещей, что творились в Венгрии и Австрии в 50-е.

Режиссер картины - Марта Месарош, первая венгерская женщина-режиссер, обладательница множества международных наград и выпускница ВГИКа, мастерской Михаила Чиаурели. В отличие от героини своего фильма, Марта с удовольствием говорит о своем прошлом. На обсуждении, состоявшемся после фильма, она рассказала, что училась вместе с Сергеем Бондарчуком, Григорием Чухаем и Марленом Хуциевым, дружила с Андреем Тарковским. Именно влияние Тарковского сильно чувствуется в ее последней картине. "Аврора Бореалис" начинается с кадров водной поверхности тихого лесного озера, что почти в точности повторяет знаменитое начало "Соляриса". Вода в фильмы Марты является связующим звеном; не только художественным, но и вполне реальным образом времени. В этом озере Мария Погань купалась в молодости со своим женихом, теперь в нем пытается отвлечься от мирской суеты ее взрослая дочь. Из бизнес-леди в деловом костюме Ольга превращается в простую женщину и очищается в озере от всего лишнего, погружается в спокойное течение времени. Прошлое буквально оказывается совсем рядом, достаточно зайти в воду, чтобы ощутить его.

Марта Месарош на съёмках фильма
Марта Месарош на съёмках фильма

Повествование в фильме Месарош, несмотря на всю напряженность и тяжелые сцены, движется плавно, перетекает из кадра в кадр медленно, точно вода. Эпизоды из прошлого незаметно и гармонично сменяются сценами настоящего. Благодаря таким гладким переходам фильм воспринимается немного отстраненно, словно документальная картина, но драматичный накал ситуации от этого не спадает. Месарош подчеркивает, что прошлое делает тяжелой жизнь не только Марии, но и ее дочери. Ольга никогда не видела своего настоящего отца, а ее сын раньше даже не подозревал, что дедушка был ему неродным. Оторванность от своих корней, незнание правды о своем прошлом может сделать человека потерянным. Это чувство неосознанно, но оно влияет на всю жизнь Ольги. Она в разводе с мужем, которого все-таки любит, она не может понять, почему чувствует себя несчастной. После того, как мать переживает кому, Ольга раз и навсегда решает снять покровы с прошлого и узнать правду, освободиться, обрести себя. И ей это удается.

В конце фильма все тайны 60-летней давности оказываются полностью раскрыты, и герои, наконец, с радостью вздыхают полной грудью. Правда, какой бы страшной она ни была, по мнению Марты Месарош, очищает жизнь, делает ее светлой и прекрасной, как Северное сияние.

Автор текста - Василина Свиридова.

Фильм был просмотрен в рамках 4-го фестиваля венгерского кино CIFRA. Редакция паблика "Хорошее кино от Ивана Афанасьева" благодарит организаторов мероприятия, творческое объединение CoolConnections, за возможность посмотреть фильм. Картина "Аврора Бореалис: Северное сияние" также будет показана в кинотеатре "Октябрь" в рамках фестиваля 8 апреля в 17:00.