Яндекс.Дзен или как достичь просветления в море бесполезного контента

10.03.2018

Так, надо работать. А работать лень. Поэтому отвлекусь немного и напишу текст. Про Яндекс.Дзен. Вообще это не только Дзена касается – все эти рекомендательные сервисы устроены примерно одинаково. Типа нейросеть следит за тобой – что ты читаешь и смотришь, потом ещё следит за людьми, которые читают и смотрят то же самое что и ты – и потом тебе и им показывает что-то похожее.

Всё казалось бы замечательно. Наконец кто-то начал кормить тебя с ложечки, наконец уже можно зайти в интернет и даже пальцами по клавиатуре не стучать, набивая всякие там поисковые запросы – интернет подумает за тебя сам и даст тебе то, что тебе интересно. Можно уже убрать вообще клавиатуру, оставить один только экран – и там будет всё самое передовое и самое интересное.

Осталось только ещё сзади присобачить мешок для сбора экскрементов – и можно уже вообще никуда не вставать, а с утра до ночи потреблять самый свежий и самый интересный контент, специально подобранный лично для тебя всякими умными алгоритмами. Красота.

Не учли только один маленький момент. Если я вижу в ленте какую-то по*бень с заголовком вроде «Три способа дрочить вприсядку», то я могу по ней кликнуть. Скорее всего я сразу же об этом пожалею, т.к. мне станет стыдно и противно, от того, что я читаю какую-то чушь, но умный алгоритм уже следит за каждым моим кликом и всё это учитывает. Клик был? Был. Ты статью прочёл? Прочёл. Всё – значит именно это тебе и интересно, и не спорь со мной.

Поэтому как только я это говно закрою, на меня вывалится ещё десяток похожих статей:

5 цитат вдовы Эйнштейна

Десять способов убить таракана

Знаки зодиака и опасности на дороге

7 предметов, которые вам пригодятся в заколоченном гробу

Свитер с оленями снова в моде. Узнай что ещё из бабушкиного шкафа ты можешь на себя напялить

Три продукта питания, от которых вас проберёт адовый понос

Восемь правил жизни бомжа с Невского проспекта

Что делать, если у вас пока не получается дрочить вприсядку? Лайф-коуч Геннадий Шлак вам поможет

И так далее.

То есть ты прочёл какую-то по*бень. Её же прочли ещё 1000 человек. Помимо этого эти люди прочли ещё все вышеупомянутые материалы, и «умный алгоритм» решил, что и тебе всё это должно быть жутко интересно.

Самое страшное, что тебе это действительно интересно. Невозможно иногда удержаться и не кликнуть на какую-нибудь чушь. Если бы это было просто, то проблемы прокрастинации вообще бы не существовало. Суть как раз в том, что в человеке живут две субличности (на самом деле гораздо больше, но пока рассмотрим упрощённую модель личности и рассмотрим всего две) – одна субличность – это такой ребёнок, который падок на всякие «сладости» -- на заманчивое, но вредное. А все эти бесполезные статьи из серии «Три способа бросить ковырять в носу» как раз и являются таким информационным фаст-фудом – бесполезным и даже вредным, но заманчивым, который человек не может не есть.

И он раз за разом будет на всё это говно кликать. Кликнув – пожалеет. Но всё равно его клик был учтён, его поведение было проанализировано. Но это поведение как раз НЕ НАДО анализировать. Это поведение маньяка, поведение алкоголика, поведение ребёнка, который подбирает с пола пыльные леденцы и тащит в рот.

То есть если развить аналогию с пищей немного. Представим, что у нас есть «умный стол». На нём расставлены каша, салаты, овощи, фрукты, разные изысканные и сложные блюда из мяса и рыбы или х*й знает чего ещё – короче, всё подряд. Там же стоит пиво, водка, лежат разные сладости.

Человек подходит к столу и тянется к сладостям. Вот он съел конфету – и тут же половина еды со стола исчезла, а на её месте стали лежать другие сладости – торты, пирожные, кексы и прочее. Вот он видит другие сладости и тянется к ним – а ему подсовывают ещё и ещё. Ну и чем всё это кончится? Если учесть, что человек будет обедать каждый раз за этим столом, который подсовывает ему пищу, исходя из прошлых предпочтений. Сахарным диабетом это кончится.

Или если вообразить, что к столу подошёл человек и налил себе рюмку водки. И тут же пол стола будет заставлено бутылками с разномастным алкоголем. Вот – тебе же это нравится? Получай! Пей до дна!

Вот так всё это рекомендательное говно и работает. Хотя оно должно отдавать отчёт в том, что люди падки на говно и от говна немного ограждать, подсовывая более осмысленный контент, для другой, более взрослой субличности. А эту первую избалованную, вечно скучающую, кликающую на всё подряд субличность надо бы как-то контролировать и ограждать от обилия бесполезной информации.

Но тогда алгоритм во-первых должен бы стать на порядок сложнее – он должен как-то отличать первый контент от второго и инфантильную мотивацию человека от осознанной. Это всё очень нетривиальные вещи. Гораздо сложнее, чем просто подсовывать что-то похожее.

А во-вторых это просто невыгодно никому -- Яндексу в первую очередь. Ведь в чём вообще цель всей этой по*боты? Чтобы люди смотрели рекламу и кликали по ней. Чем более контент осознанный, вдумчивый, интересный, тем сложнее в него обычно встроить рекламу. И тем реже читатели будут на неё обращать внимание – они будут больше заняты чтением и собственными мыслями.

Рекламу удобнее всего встраивать в «лёгкий», короткий контент – вот ты прочёл про пять способов насаживать червя на крючок, и тут же тебе бац – реклама удочки с электрическим червяком, который почти как живой. И ты клик-клик – заказал себе удочку. Купил товар. Прошла транзакция. Воронка продаж. Маркетинг. Позиционирование. Целевая аудитория. Вовлечённость. Контекстная реклама. Копирайтинг. Продающие тексты. Продающие способы насаживать червя на крючок. Червивые мозги с дырами для маркетологов. Электронная удочка контекстной торговли товарами с Алиэкспресс. Познавательные способы заказать себе резинового червя для всей семьи. Полезные и приятные особенности насаживания самого себя на маркетинговый крючок. Интересные возможности качественно захлебнуться в море бесполезного продающего контента.

Вся эта залупа не имеет никакого отношения к развитию людей, просвещению, образованию. Даже к развлечению не имеет отношения -- т.к. после получаса становится просто тошно, хочется закрыть всё и подышать воздухом. Всё заточено под продажу рекламы, все эти «авторы» идиотские (большинство из которых уместнее было бы назвать копирайтерами голимыми) тоже пишут такой контент, который бы им проще было «монетизировать» -- и в итоге читаю я этот Дзен уже недели две, добросовестно блочу всякое кликбейт-говно, а оно не кончается – так и лезут бесконечные гороскопы, рецепты, три способа послать на*уй по-английски и т.д. и т.п.

Всё равно Дзен конечно интересная штука – давно пора было сделать что-то такое. Если ещё с его помощью получится зарабатывать, вообще отлично будет. Но конкурировать за место в ленте со всем этим плотным потоком ОЧЕНЬ ВАЖНОЙ ИНФОРМАЦИИ -- сложно.

Но я пока не отчаялся – попробую и дальше полистать Дзен и добросовестно блочить всё, что мне не нужно. Возможно когда-то поток говна закончится и останется действительно самое интересное. Но мне почему-то больше верится в другой сценарий – я просто заблокирую вообще всё и лента моя будет пустой. Будет тогда настоящий Дзен – заходишь на сайт, созерцаешь пять минут белоснежно пустой экран, закрываешь его и идёшь заниматься делами. Тогда да – название очень подходящее. Шутку оценил.

Подпишись что ли: Телеграм | Дзен (пока ещё недостаточно дзенский)